Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
 

ФЕСТИВАЛЬ СЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ

Так получилось, что статья о фестивале особого театра «Протеатр. Международные встречи» несколько задержалась в редакционном портфеле. Тогда, в конце февраля, расхватывая билеты на просмотры, зрители еще не знали, что станут участниками одного из последних «живых» событий сезона в сфере инклюзивного искусства. По приглашению организаторов фестиваля – Региональной общественной организации социально-творческой реабилитации «Круг» (РОО СТР «Круг») и Театрального центра им. Вс. Мейерхольда (ЦИМ), которых поддержали Московская городская организация ВОИ, Международный фонд Шодиева, группа волонтеров Action for Russian Children (ARC), посольства Нидерландов и Испании, в столицу приехали актеры с инвалидностью из Италии, Испании и Нидерландов, а также большая труппа Театра танца Владимира Лопаева PROдвижение из Иркутска.
А еще – более полусотни специалистов из России и стран СНГ, работающих в сфере инклюзивного танца, и артистов с инвалидностью. Для них российские и зарубежные энтузиасты особого театра провели за три дня шесть мастер-классов на такие разные темы, как «Инструменты современного танца», «Пространство и композиция в группе», «Поэзия тела», «Body Present. Сценические практики»… Сегодня, после многомесячного карантина и разговоров о грядущей рассадке зрителей в залах с интервалом в полтора метра, плотный (во всех смыслах!) график февральского фестиваля кажется сказочной роскошью. Но это было…
«Протеатр. Международные встречи» хорош еще и тем, что здесь учатся все и всему. Зрители – воспринимать непривычный язык экспериментальных постановок, специалисты – учитывать мнение зрителей, актеры перенимают друг у друга новые приемы работы. А, к примеру, актриса театра «Инклюзион» Мария Чернова в антрактах учила желающих … основам русского жестового языка. Полгода спустя понимаешь, что все это время процесс освоения полученных тогда знаний продолжался в твоей душе…

«Кто на новенького?..»

Бессменный руководитель фестиваля Наталья Попова считает свое детище коллективным исследованием проблем особого театра. Каждый год для обсуждения выбирается новая тема. В этот раз она звучала так: «Презентация и репрезентация человека с инвалидностью в театре».
Обсуждения спектаклей проходили сразу после их окончания. Принять участие в разговоре мог любой зритель – и каждый вечер в Зеленом фойе ЦИМа добрая треть зала «зависала» еще на час с лишним. Для многих из участников особый театр – это сфера деятельности или научного интереса: на фестиваль стремятся попасть реабилитологи, постановщики, театроведы, артисты инклюзивных театров не только из России. Однако один из ведущих этих обсуждений, экстравагантный руководитель отдела маркетинга ЦИМа Олег Соколов целенаправленно старался узнать мнение тех, кто пришел на фестиваль впервые и как бы «со стороны». Оказалось, что таких тоже немало!
В основном отзывы этих людей были восторженными. Исключением стал молодой актер и режиссер Никита Юськов. Он начал свой путь в особый театр со спектакля «Футуроны», представленного Интегрированной театральной студией «Круг» – фантастического действа, рассказывающего о том, с чем группа землян, 300 лет осваивавшая космические просторы, столкнулась после возвращения домой. Создатели спектакля каким-то шестым чувством уловили и смогли выразить возможность резкого возвращения к эпохе тотальных ограничений. А закончил Юськов моноспектаклем REDO, который блестяще исполнил молодой танцор в стиле брейк-данс Редуан Айн Читт из Нидерландов. У этого парня с рождения деформированы обе руки и правая нога, из-за чего он ходит на протезе.
«Когда я увидел спектакль «Футуроны», то решил, что особый театр не должен притворяться обычным, – признался Никита. – Но затем понял, что этим актерам важно вжиться именно в обычную жизнь, и мы здесь – лишь свидетели этого процесса. А сегодня я увидел три пластических перформанса. Особенно потряс перформанс Редуана – история борьбы человека с инвалидностью, которую он рассказал, став профессиональным танцовщиком. Я понял, что особый театр может быть очень разным».

Мы – разные, и в этом своя прелесть!

Профессиональный взгляд Юськова безошибочно выделил два основных направления в развитии особого театра. В одних постановках артисты с инвалидностью  рассказывают о собственном жизненном пути. В других – поднимают проблемы, которые напрямую касаются любого из нас, и, примеряя на себя образы иных людей, пытаются осмыслить не только их, но и свои собственные особенности. На этом фестивале такими постановками оказались «Футуроны» и, как ни странно, спектакль «Иноходец» Театра танца PROдвижение, который создал хореограф Владимир Лопаев. «Как ни странно» – потому, что, на первый взгляд, этот пластический спектакль развивает типичную для инклюзивных постановок тему разного тела, нестандартного движения. Он вырос из дуэта Владимира Лопаева и девочки с тяжелой формой ДЦП Веры Кращук, поставленного в 2014 году.  Осмысление того, что же на самом деле увидели зрители в этой постановке, вылилось в оживленную дискуссию.
Анализируя свои впечатления, Олег Соколов отметил, что испытал противоположные чувства. С одной стороны, ему показалось, что в этом спектакле танцоры без инвалидности слишком сильно опекали ребят-инвалидов. Но те же танцоры были захвачены стихией радостного, простого, очищенного движения, и это в итоге определило восприятие спектакля».
«Я понимаю, о чем говорит Олег, рассуждая о гиперопеке, – вступил в диалог худрук театра «Круг II» Андрей Афонин.– Но здесь каждый работал на максимуме своих возможностей, именно это и создало эффект инклюзивности».
А мама молодого человека с инвалидностью оценила увиденное с точки зрения родителей инвалидов с детства: «Я сидела и думала: вот что нужно было для моего сына! Его надо было водить на репетиции, а не на ЛФК. Какая мотивация! Какие молодцы родители, что отдали ребят в ваши руки!».

А зритель кто?

Казалось бы, особый театр нужен, чтобы показать зрителю лучшие качества человека с инвалидностью, а самих инвалидов побудить к самосовершенствованию и открытости. Однако как только Андрей Афонин задал руководителям трупп вопрос: «Как часто и для какого зрителя вы играете?», всё снова ушло в туман.
По словам хореографа испанской компании Danza Mobile Антонио Килеса, постановщика моноспектакля «Эллиот», который исполняет артист с ментальными особенностями Эллиот Баэца, они готовы играть для любого зрителя, поскольку понимают, что восприятие человеком спектакля зависит от очень многих факторов. Редуан Айн Читт сказал, что активно участвует в тусовках поклонников брейк-данса и на отсутствие внимания со стороны зрителя не жалуется. Впрочем, он уже достиг того уровня профессионализма, когда «особое» тело воспринимается не как препятствие, а как оригинальный творческий материал.
В то же время, выяснилось, что, к примеру, в Иркутске инклюзивной труппе привлечь к себе внимание достаточно сложно. «Сегодня у нас на спектакле было самое большое количество зрителей за всю его историю!» ­­– призналась актриса театра PROдвижение Татьяна Благушка.
Недоволен своим зрителем и руководитель театра La Ribalta из Италии Антонио Вигано. Это типичный европейский особый театр, в котором играют люди с различными формами инвалидности. Для них это – работа. Труппа специализируется на современном танце и пластических перформансах, однако в Москву привезла постановку совсем иного рода – комедию положений, основанную на … комиксах. Этот получасовой спектакль предназначен для показа подросткам в школах. Он весело и ненавязчиво рассказывает о стереотипах, связанных с восприятием инвалидности. Актеры на колясках Матиас Даллингер и Мелани Голднер, по сути, играют самих себя – людей, которые нуждаются в постоянной поддержке со стороны других, но при этом стремятся к свободе и самостоятельности.
По словам Вигано, одна из главных проблем его театра в том, что зрители в Италии относятся к творчеству актеров с инвалидностью слишком снисходительно. Это тормозит развитие его подопечных: зачем стараться, если тебе и так хлопают? А из ответов артистов удалось понять, что на их спектакли в основном приходят родственники и друзья. Такая же ситуация складывается и в большинстве особых театров России...
Однако эти проблемы меркнут в сравнении с фактом, свидетелем которого стала со-организатор фестиваля, арт-директор ЦИМа Елена Ковальская. В Красноярске семья привела в театр дочку с синдромом Дауна. В антракте они вынуждены были просить сотрудников театра пересадить их в другое место, так как среди зрителей поднялась волна протеста против присутствия девочки в зале. В итоге они досматривали спектакль в отдельной ложе…
«Я подумала: какую огромную работу делают Наталья Попова и ее команда! – резюмировала Елена Ковальская. – Я счастлива, что всё это происходит у нас в ЦИМе. Мы построили здесь оазис, обсуждаем сложные темы, в то время как для большинства живущих в нашей стране это – еще недоступное счастье. Значит, задача всех, кто приехал сюда из регионов, – создавать себе аудиторию, воспитывать зрителя…»
Эта реплика, завершившая последний день фестиваля, вернула меня к его теме. Вдруг показалось, что разговор о презентации и репрезентации человека с инвалидностью в театре должен идти не только в театроведческом, но и в социальном ключе. Единичные попытки такого рода были. Например, прозвучала мысль о том, что искусство может стать «мягкой силой», которая лучше политиков изменит отношение общества к людям с инвалидностью. Но пока в России это – скорее мечта, чем реальная тенденция.
Впрочем, у фестивалей «Протеатр» и «Протеатр. Международные встречи», которые проводит РОО СТР «Круг», зритель есть. Есть свой зритель и у лучших постановок других особых театров России, но его мало. Значит, их работу нужно целенаправленно развивать и пропагандировать. Именно поэтому эти фестивали поддерживает Всероссийское общество инвалидов.
Стать участником этой нужной работы может каждый. Кстати, во время карантина организаторы фестиваля «Протеатр. Международные встречи» вместе с коллегами из фондов «Со-единение» и «Искусство, наука и спорт», а также порталом «Особый взгляд», провели цикл вебинаров «Социальный театр в России». На них ведущие специалисты социальных, в том числе и особых, театров рассказывали о своем творчестве и взглядах на развитие новых форм театральной жизни. Все встречи сопровождались переводом на русский жестовый язык. Посмотреть их записи можно в Фейсбуке на странице «Особый взгляд» в разделе «Видео» Если вы хотите узнать больше об особом театре – начните с них! Тогда на очную встречу с артистами вы придете уже подготовленным зрителем.

Екатерина ЗОТОВА
Фото автора
04 августа 2020