Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
 

КАК СДЕЛАТЬ КУЛЬТУРУ ДОСТУПНЕЕ?

Прояснить этот вопрос был призван II форум «Доступная культурная среда», прошедший в Москве в Центре развития благотворительности и социальной активности «Благосфера». Он был организован Центром социокультурной анимации «Одухотворение» в рамках одноименного проекта, поддержанного Фондом президентских грантов.


Форум открыл Леонид Тарасов

Интерес к теме оказался столь велик, что среди его участников оказались не только специалисты из Москвы и Подмосковья, но и представители Норильска и Владивостока.
Участники дискуссии слушали сообщения ведущих специалистов, развивающих инклюзивные практики в области танца и танцевальной терапии, музейного дела, библиотечной работы. В конце каждой сессии разворачивалась дискуссия. Вопросов было так много, что обсуждение прерывалось лишь началом следующего блока.
Руководитель Центра социокультурной анимации «Одухотворение», председатель оргкомитета Международного фестиваля «Inclusive Dance» Леонид Тарасов подчеркнул, что «важно видеть полифонию мнений и подходов в области социально-культурной реабилитации инвалидов». И действительно, на форуме прозвучали сообщения о самых разных технологиях, рассчитанных на работу с различными категориями инвалидов. Артистка балета и хореограф Александра Рудик ставит танцы со слепоглухими людьми. Члены Ассоциации танцевально-двигательной терапии Арина Горбунова, Яна Дидигова и Анна Виноградова несколько лет работают с людьми с психическими заболеваниями. В Государственной республиканской детской библиотеке маленькие дети «читают вместе с собакой», а семьи, в которых есть инвалиды по слуху, объединились в «Клуб любителей русского жестового языка». Куратор инклюзивных программ ГМИИ им. А.С. Пушкина Евгения Киселева рассказала, как в музее делают живопись доступной для незрячих и наладили экскурсионное обслуживание людей с нарушениями слуха. И это – лишь малая часть практик, о которых узнали участники форума. Объединяет их одно: всё это – работающие проекты, которые реализуются на постоянной основе.
Исполнительный директор Национального Парадельфийского комитета России Наталья Крель

Член Рабочей группы по подготовке Парадельфийских игр, помощник председателя ВОИ Тамара Золотцева

Спикеры рассказали и о масштабных всероссийских акциях, призванных привлечь внимание общества к той роли, которую уже играют в культуре творческие люди с инвалидностью. Как подчеркнула исполнительный директор Национального Парадельфийского комитета России Наталья Крель, «именно в культуре формируется определенное отношение к людям с инвалидностью. Сейчас инвалидов жалеют, а не воспринимают на равных. Парадельфийские игры должны продемонстрировать реальный уровень возможностей людей с инвалидностью, чтобы сделать их равными творцами культуры». Она рассказала о развитии в стране парадельфийского движения, высшей ступенью которого являются Парадельфийские игры – инклюзивные состязания людей с инвалидностью в искусстве.
Национальный Парадельфийский комитет России был создан в 2006 году по инициативе Национального Дельфийского совета России и Всероссийского общества слепых. Вскоре к этой инициативе присоединились и другие организации, в том числе Всероссийское общество инвалидов. Первые международные Парадельфийские игры состоялись в Москве в ноябре 2016 года. В них приняло участие более 500 человек из 20 регионов России и нескольких стран мира. Вторые пройдут в Ижевске в ноябре 2018 года. Организаторы ожидают в столице Удмуртии около полутора тысяч людей с инвалидностью. Игры выявят лучших в 29 номинациях, относящихся к восьми сферам творчества – музыке, изобразительному, хореографическому, театральному, цирковому, аудио-визуальному искусствам, а также к литературе и жестовой песне. По словам Натальи Крель, там, в Ижевске, может быть создан Международный Парадельфийский комитет, призванный объединить парадельфийское движение во всем мире.
Организационный комитет вторых Парадельфийских игр в настоящее время уже формирует заявки на участие в Играх от субъектов РФ и зарубежных стран на основании прошедшего конкурсного отборочного этапа. В Оргкомитет входят представители ВОИ, ВОГ, ВОС, а также представители органов власти. Игры проходят с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Не отстает от Парадельфийских игр по широте охвата и VI Международный фестиваль «Inclusive Dance», который соберет в Москве в конце октября более тысячи танцоров. Стремительно набирает обороты многожанровый фестиваль «Особые таланты» – одна из программ Национального фонда развития реабилитации, о котором рассказала директор фонда Камиля Табеева.
Финальным аккордом форума стала открытая дискуссия «Что и как мы понимаем под инклюзивным искусством?», которую вместе с Леонидом Тарасовым вел художественный руководитель интегрированного театра-студии «Круг II» Андрей Афонин. Ее участники с помощью спикеров сумели разграничить три сферы СКРИ. Это арт-терапия, в которой важен не результат, а лечебное воздействие на занимающихся самого творческого процесса. Вторая сфера – различные кружки, в которых результат творчества важен как показатель личностного роста человека, как средство его социализации, а также сама возможность посещения организаций культуры. И, наконец, третья сфера, предполагающая серьезные занятия искусством, в процессе которых человек с особенностями развития становится творцом культурных ценностей для всего общества.
II форум «Доступная культурная среда» показал: число специалистов, вовлеченных в деятельность по СКРИ, растет из года в год. А это значит, что с каждым годом пространство культуры становится всё доступнее для людей с различными формами инвалидности. Доступнее во всех смыслах этого слова.

Екатерина ЗОТОВА

30 мая 2018