ПРАВО БЫТЬ ДРУГИМ – ВОЗМОЖНОСТЬ БЫТЬ СОБОЙ
В 2016 году соорганизаторами проекта стали Посольство Испании, Чешский центр, Посольство Республики Индии, Индийский совет по культурным связям, Посольство Франции в России.
Сцена из спектакля «Царь Салтан»
«Танцую, следовательно существую»
За пятнадцать лет участниками фестиваля «Протеатр» стали уже около 600 театров. Многие из них представляют страны СНГ, Европы и Азии.
В этом году в рамках фестиваля на сцене Театрально-культурного центра имени Вс. Мейерхольда выступили несколько коллективов, среди которых чешский Театр VerTeDance, индийский Ability Dance Foundation, Company Danza Mobile из Испании.
Сколько всего вместили в себя три дня! Сколько эмоций, новых и хорошо знакомых лиц, разных мыслей, высказанных или затаённых до поры… Пять спектаклей, несколько насыщенных часов мастер-классов, семинар с последующим обсуждением его тем…
Открылся фестиваль выступлением интегрированной театральной студии «Круг» (Москва), она показала два спектакля: шуточный музыкально-пластический «Царь Салтан» и «От весны до весны. Легенда о Коре». В первом хорошо известная всем с детства пушкинская сказка, решенная в традиционной театральной стилистике, транслировала вечную истину: настоящее чудо – это воплощение в жизнь желания двух любящих людей быть вместе.
В основе второго спектакля лежит древнегреческий миф о Деметре и её дочери. В нём нет дословного пересказа мифа, но воссоздана с помощью пластики и аутентичной греческой музыки его атмосфера и пространство, где люди, фантастические животные и растения существуют в нераздельном единстве.
Продолжил программу коллектив из Испании со спектаклем «Танцую, следовательно существую», в нём соединились язык фламенко и инклюзивного танца. Артисты с синдромом Дауна и профессиональные танцовщики исполняют коллективное танго, иллюстрируя таким образом заглавный тезис: «Я танцую и поэтому в моём собственном существовании нет никаких сомнений!» Дело в том, что севильский центр DanzaMobile – это не только инклюзивный театр, но и знаменитая школа танцев. Хореографы вместе со студийцами основательно подходят к постановке спектаклей, это стало делом их жизни.
На следующий день коллектив из Чехии показал спектакль, в котором разговор о проблемах взаимоотношений человека с инвалидностью и «обычных» людей велся на сложном современном театральном языке – языке тела. Кажется, именно в этом спектакле была поставлена основная проблема, ради которой и проводился этот фестиваль, – должен ли человек с особенностями стремиться приблизиться к принятой в обществе норме, будь то норма телесная или эмоциональная, интеллектуальная?
А завершился фестивальный показ всемирно известным уникальным театральным шоу «Чудо на колясках» – по мотивам индийского эпоса. Это было волшебное, завораживающее зрелище. Работы театра, который гастролирует по всему миру, отмечены в Книге рекордов Гиннеса. В шоу используется опыт традиционного индийского танца и кинематографа.
Все пять спектаклей, показанных на фестивале, ярко демонстрируют творческие возможности людей с инвалидностью и убеждают, что они могут обогатить культуру, расширить возможности гуманизации общества, познания человеком себя и мира. И в то же время спектакли ставят серьёзные вопросы, на которые пока нет ответа, – о готовности самого общества использовать эти возможности, усложнить своё восприятие «других» людей.
Делай, как я, делай со мной!
Для участников фестиваля не менее интересные события происходили вне сцены. С утра на второй день в «зелёном фойе» на пятом этаже зазвучал огненный и страстный фламенко! Громко, как и положено в этом танце, стучали каблуки, летала шаль, вспыхивал чудесный красный веер. Режиссёр и хореограф Хосе Галан вместе с актёрами своего коллектива учил не только основным элементам фламенко, но и демонстрировал уникальные педагогические приёмы, которые он использует в работе с актёрами.
Одно из упражнений лучше всех выполнила Лариса Гаврилова, преподаватель студии «Ковчег» из Москвы. Участники мастер-класса разбились на пары, одному их них завязывали глаза, а другой принимал как можно более замысловатую позу. Нужно было наощупь понять, в какой позе застыл партнёр и воспроизвести её. Лариса работает в основном с детьми с аутизмом или имеющими ментальные нарушения. «Такие дети, – говорит она, – не всегда и не всё могут выразить словами, но если научить их двигаться раскрепощённо, владеть своим телом, то движениями они смогут рассказать почти всё. Без пластики они не могут включаться в театральное действие. Посмотреть и почувствовать, как работает такой мастер и педагог, как Хосе Галан, – бесценный опыт, он мне пригодится!»
В заключение мастер-класса фламенко танцевали все, по кругу, невозможно было упустить возможность потанцевать с таким замечательным партнёром как Хосе Галан.
Второй мастер-класс провёл профессиональный танцор, педагог и руководитель коллектива из Индии Company Ability Dance Сайед Салладин Паша. Ему помогли шестеро молодых людей на колясках, которые продемонстрировали возможности танцоров с инвалидностью.
– Для меня, – сказал Сайед Паша, – главное показать и доказать, что инвалидная коляска – это не признак инвалидности, недостаточности возможностей человека, а, наоборот, – признак его новых уникальных возможностей.
Педагог вовлёк в учебный процесс всех присутствующих и они на себе испытали эффективность его приёмов, направленных на достижение различных результатов: укрепление доверия между партнерами, приобретение навыков сотрудничества, умение получать радость от танца и движения.
Диалог – путь навстречу друг другу
V ежегодный международный научно-практический семинар «Ресурсы рефлексии современного человека» не стал итогом фестиваля, не подвёл под ним черту, а наоборот, позволил обозначить новые аспекты проблемы включения людей с инвалидностью в мир культуры в её самом широком смысле. Руководитель РОО СТР «Круг», режиссёр и хореограф театральной студии Наталья Попова в кратком вступлении обозначила основные вопросы для обсуждения на семинаре: возможности диалога «особого» и профессионального театров, роль особого театра в культурной жизни социума, инклюзивный потенциал искусства. А затем гости из Франции Стефан Фрима и Ричард Лелетре, руководители театральных коллективов, в которых работают люди с различными формами ментальной инвалидности, гость из Индии Паша Сайед поделились опытом работы со своими актёрами и административным опытом управления такими коллективами. Театральный критик, арт-директор Центра Вс. Мейрхольда Елена Ковальская рассказала о своём видении проблем «особых» театров:
– Понятие «социальный театр» объединяет и тот театр, который поднимает социальные проблемы, и тот, который их решает. Например, театр «Новая драма» выставляет на обсуждение социальные проблемы. А инклюзивный театр и социальные проекты – решают: занимаются включением в культуру, в общество разных социальных групп, обделенных какими-то возможностями по разным причинам – физическим, имущественным, образовательным... Подъем интереса к такому театру связан с развитием гражданского общества. Людей стало волновать, на что уходят их, налогоплательщиков, деньги, зачем они содержат эту громоздкую индустрию – театр. А художники задумались, что они могут дать людям взамен на свою возможность заниматься «бесполезным искусством»? Для государственного театра социальный проект – сверхурочная работа и неуставные затраты. Одновременно театральное сообщество обнаружило рядом с собой огромный мир инклюзивного театра. В Европе особый театр включен в культуру. С 1960-х годов художники в Европе отвоевывали себе ресурсы и свободы, и правительства шли на это, взамен нагружая их общественной работой. Постепенно художники стали находить в такой работе художественный интерес. Работа с особыми людьми заинтересовала их как способ говорить про человека во всей его полноте. За счет инклюзивного театра в Европе расширялись границы современного театра. У нас инклюзивные театры тоже существуют очень давно, их масса – всех видов. Но у нас такой театр проходит по ведомству образования. Да и общество не рассматривает особый театр как часть культуры. Но среди них есть такие, которые составят конкуренцию многим экспериментальным, поисковым театрам. К примеру, «Круг» Натальи Поповой и «Круг II» Андрея Афонина, взявшего два года назад «Золотую маску» за «Отдаленную близость». Театр «Пиано» Владимира Чикишева в Нижнем Новгороде. Есть и другие. Началось движение профессионального и инклюзивного театров навстречу друг другу. Появление коллективов инклюзивного театра на государственных площадках – один из результатов этого сближения. Мы предоставляем нашу площадку – и нашу афишу – на равных условиях и популярной «Мастерской Дмитрия Брусникина», и театру Андрея Афонина, и «Студии новой музыки», и фестивалю «Протеатр». Мы адресуем их одной и той же аудитории, и таким образом включаем социальный театр в общую картину актуального театра. У теоретиков и практиков особого театра свои взгляды на свое дело. Для меня особый артист – это тот самый артист, о котором мечтал Станиславский, – безусловный человек на сцене. Через полноту своих артистов инклюзивный театр дает возможность познать нашу собственную природу.
А как во Франции и Индии?
О практике деятельности таких театров во Франции рассказали Стефан Фрима и Ричард Лелетре. Центры помощи в трудоустройстве взрослых людей с инвалидностью, в первую очередь, с ментальными нарушениями, начали создаваться во Франции по инициативе родителей таких людей в 50-х годах – инклюзия через профессиональную деятельность. Сегодня таких структур во Франции около 1,5 тысяч, в них участвуют около 120 тысяч человек, они финансируются государством, рабочие места в них защищены законом, разумеется, театров среди них немного. Театр «Уазо Муш», которым руководит Стефан Фрима, родился в начале 70-х и показал первый спектакль на сцене Лильской оперы. Это был тогда любительский проект, мимический спектакль, первый, показанный во Франции силами людей с инвалидностью. В газетах вышли десятки полемических статей, отметился и сатирический еженедельник «Шарли Эбдо» с карикатурой и язвительной подписью. Но дело было сделано – люди задумались.
С 1981 года театр существует как Центр профессиональной деятельности, поставлено 44 спектакля, в постоянной труппе театра 23 актёра, с 2001 года у театра своё собственное здание в центре города. Стефан Фрима особенно подчеркнул, что для него важна профессиональная состоятельность особого актёра, инвалидность не может быть оправданием его появления на сцене. Актёры имеют возможность в рамках Центра развивать своё мастерство, заниматься физической культурой, участвовать в мастер-классах. В труппу театра люди приходят по собственному желанию, но если по каким-то причинам человек больше не может участвовать в спектаклях, ему предлагается другая работа – в мастерских, по обслуживанию сцены, уволить его нельзя!
У театра Ричарда Лелетре «Эвридика»история очень похожа, и философия, лежащая в основе его работы с актёрами, та же – дать человеку возможность включиться в жизнь общества и реализовать себя. Проектом номер один он считает профессиональную подготовку своих актёров, чтобы они могли выступать в труппах других театров, что уже и происходит. Кроме производства спектаклей, театр активно участвует в жизни города, в мастерских изготавливаются костюмы и декорации.
А вот третья модель включения людей с инвалидностью в культуру, о которой рассказал Паша Сайед, сильно отличается от европейских. В Индии, сказал он, людей с инвалидностью не очень-то замечают, родные стараются их спрятать в четырёх стенах, а если они передвигаются на инвалидных колясках или костылях, куда-то выбраться из дому практически невозможно. Людей с инвалидностью в Индии около 70 миллионов. Паша Сайед не стал рассуждать о политике государства в отношении к инвалидам, а рассказал о своей практике их включения в культурную жизнь общества:
– Я работаю в этой сфере уже 30 лет. В Индии танец – самое древнее искусство, его корни лежат очень глубоко и прорастают в каждом человеческом существе. Я видел, путешествуя по стране, как много в разных городах и деревнях живёт людей, детей, у которых нет будущего. Я приходил в семьи и убеждал родителей, предлагал выход – отдать детей в труппу моего театра. Здесь у них начиналась совсем новая жизнь – осмысленная, с будущим. Им повторяли с рождения: «Ты не можешь, не ходи туда, не бери это, у тебя не получится». А я их убеждал: «Ты сможешь, ты это сделаешь, ты лучше всех!». Наши номера очень сложные, я применяю специальные практики, частично из йоги, медитативные, чтобы снять внутренние эмоциональные и психологические зажимы. И тогда они получают радость от движения, чувствуют, что могут буквально всё! Мы много путешествуем по стране и своими выступлениями разрушаем стереотипы восприятия в нашем обществе людей с инвалидностью.
Вот так в течение трёх дней на разных площадках фестиваля его участники задавали себе и коллегам разные вопросы, искали и находили ответы и обнаруживали новые проблемы. Ведь это не просто фестиваль, его тема – «Диалог культур», живое и сложное дело, как сама жизнь.
Наталья КРАСОВА
Фото Константина КАПУНОВА
Протеатр, сложный как жизнь
Об этом сказала в небольшом интервью нашей газете председатель оргкомитета Всероссийского фестиваля особых театров «Протеатр», председатель правления Региональной общественной организации социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей «Круг», руководитель ИТС «Круг» Наталья ПОПОВА:
– Наталья Тимофеевна, фестиваль особых театров проходит в Москве не первый раз, он чем-то отличается от предыдущих?
– Все фестивали разные, нынешний мы назвали «Диалог культур», я считаю, что именно в форме диалога обсуждение любой проблемы идёт плодотворнее, а в данном случае имеется в виду диалог профессионального и любительского, интегрированного театров. И мы услышали о двух разных подходах в работе с особыми актёрами: один европейский, демократический, другой – патриархальный, в чём-то авторитарный, когда руководитель – царь и бог, но я бы не стала ставить оценки, это просто факты к размышлению.
– А какой Вам ближе?
– Для нашего общества, ребят, с которыми мы работаем, думаю, нужно совмещать и тот, и другой. Руководитель творческого коллектива, где занимаются актёры с особенностями развития, должен выступать и в роли наставника, и отца, и матери. И важен коллектив, который воспитывает, даёт навыки социальной адаптации, и так же важна для самого человека возможность самостоятельного выбора. Терапия и искусство должны быть совмещены. Но это – мой взгляд, их могут быть тысячи, и тысячи удачных опытов в этой области. Ведь вопрос включения человека с инвалидностью в любую деятельность – это проблема не социальная, а культурная, и она не решена в отличие от проблемы социальной обустроенности, где уже есть некоторый опыт.
– Кого вы хотели видеть в качестве участников фестиваля, для кого он организован?
– Мы приглашали всех, кто занимается социокультурной адаптацией людей с инвалидностью, всех, кто работает с инвалидами в различных структурах. К сожалению, участников не так много, хотя на спектаклях зал был полон, но обидно, что мало было желающих посетить мастер-классы. А ведь проводили их профессионалы самого высокого, международного уровня совершенно бесплатно. Но те, кто участвовал в мастер-классах, в семинаре, а это психологи, руководители различных объединений, студий, театров, актёры «особых» театров, думаю, приобрели и знания, и навыки, и впечатления.