Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
 

ПУТЬ ДЛИНОЙ В 80 ЛЕТ

ИНТЕРВЬЮ С ДИРЕКТОРОМ МУЗЕЯ

В 2020 году исполнилось 80 лет со дня создания в Москве музея Николая Островского. К этой дате Государственный музей – культурный центр «Интеграция» им. Н.А. Островского подошел в новом статусе. Чем вызваны эти изменения? Об этом мы беседуем с директором музея Игорем Думенко.



Современный мир меняется очень быстро, музеи должны успевать за новыми трендами и тенденциями – таковы реалии нашей жизни. Всякой организации необходимо обновляться, стагнация в наше время не приводит к требуемому результату. К 80-летию музей подходит не только с обновленным коллективом, но и в новом статусе. Произошло слияние государственного музея и Центра социальных программ «Интеграция». Сейчас наше учреждение - это место для общения и встреч, обеспечивающих новый коммуникативный подход, сочетание музейного дела и социокультурной интеграции людей с инвалидностью в культурную жизнь Москвы.
 
 
– Сохраняется ли, на Ваш взгляд, интерес жителей и гостей столицы к тематическому ядру музея – жизни и творчеству писателя Николая Островского и его героев-корчагинцев? Появляются ли новые темы в этой экспозиции?
– Увы, сегодня нельзя говорить о том, что интерес к Николаю Островскому и его творчеству находится на том же высоком уровне, что в советские времена. Иного трудно было ожидать, ведь его вычеркнули из школьной программы. Чиновники посчитали роман «Как закалялась сталь» морально устаревшим... Но так ли это? Представляете, совсем еще молодой человек, тотально слепой, прикованный болезнью к постели, с помощью специального транспортира пишет книгу, каждая буква даётся ему с величайшим трудом… Его роман стал манифестом героизму и юности. Его экранизировали трижды, причем первый раз – в самый разгар Великой Отечественной войны. Оказалось, что эта история нужна стране не меньше, чем танки и самолеты. Но современная молодежь не знает такого писателя. И только благодаря программе «Учебный день в музее» нам удается рассказать о его жизни и творчестве школьникам, которые приходят к нам на уроки истории, обществознания, литературы.
Летом выставкой «Музей имени Н.А. Островского во время Великой Отечественной войны» мы открыли цикл мероприятий, подготовленных к юбилею. Посетители смогут увидеть экспонаты, которые были эвакуированы из музея в августе 1941 года, и познакомиться с историями тех, которые были оставлены в Москве. В рамках экспозиции представлены документы и фотографии из архивов сотрудников музея, рассказывающие об их работе на фронте, о деятельности музея в годы Великой Отечественной войны, о работе супруги Николая Островского Раисы Порфирьевны, первого директора музея.
 
– Сегодня на Тверской, 14 ведется не только музейно-экскурсионная, но и большая культурно-концертная деятельность. Что нового появилось в этом направлении в последние годы?
– Музей осваивает новые формы, которые также общеприняты в современном мире. Одной из важнейших тенденций является синтез искусств. Вам, возможно, знакомо имя одного из самых известных художников современности Тино Сегала. Его искусство визуально, никаких материальных объектов, тем не менее, во всем мире его считают гениальным художником. Мы, со своей стороны, стараемся не отставать от быстро развивающихся культурных институций. У нас в музее вы можете посетить выставки художников и скульпторов с инвалидностью, театральные постановки на русском жестовом языке, концерты в темноте, спектакли с завязанными глазами...
– Музей издавна был местом вручения общественной премии имени Н.А. Островского, история которой насчитывает десятки лет. В 2018 году она получила статус премии Мэра Москвы имени Николая Островского, а ваш центр стал ее оператором. Какими вы видите задачи премии? Возрос ли интерес к ней среди возможных соискателей и общественности?
– В 2017 году общественная премия была вручена в последний раз, а в мае 2018 года началась её новая история. Основные задачи премии Мэра Москвы имени Николая Островского – привлечение внимания к людям с инвалидностью, поощрение их за достигнутые результаты и мотивация на новые, трансляция успешных практик по социокультурной интеграции людей с инвалидностью в общество.
Полностью изменилась концепция присуждения премий. Номинантов на общественную премию находили и представляли члены оргкомитета, то есть не было конкурсной составляющей. На премию Мэра Москвы соискатели сами формируют и подают заявки на конкурс в одной из десяти номинаций. Заявка состоит из обязательного пакета документов и материалов, которые подтверждают достижения участника конкурса.
Интерес к премии высок, мы получаем интереснейшие заявки, узнаём об уникальных людях и их деятельности. Ежегодно вручается 10 премий – победители получают наградной комплект и денежную часть. Подробности можно узнать на сайте нашего учреждения www.integratsia.com
 
– В августе 2015 года приказом Департамента культуры города Москвы на вас были возложены функции Городского методического центра по социокультурной интеграции людей с инвалидностью в культурную жизнь города Москвы. Как строится работа в этом направлении? Каковы ее результаты?
– Центр осуществляет научно-методическую, координационную и информационную функции. Проводит комплексную работу по музейно-выставочной сети Департамента культуры города Москвы. Взаимодействует с институциями, занимающимися работой с людьми с инвалидностью, принимает участие и поддерживает основные инклюзивные мероприятия, проходящие в Москве. За 2019 год только в музеях и выставочных залах, подведомственных Департаменту культуры, было организовано и проведено 1899 инклюзивных мероприятий! В них приняло участие 85 670 человек с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Ежеквартально центр проводит методические семинары на темы взаимодействия с посетителями с инвалидностью в учреждениях культуры, организует программы повышения квалификации в партнерстве с ведущими вузами города. В рамках социокультурного проекта «Люди IN» на базе ГМКЦ «Интеграция» проходят коммуникационные тренинги в формате интерактива и открытого диалога с коучами (преподавателями) с инвалидностью – глухими и слабослышащими, слепыми и слабовидящими. В 2019 году прошло 9 тренингов, обучены 550 человек.
Работа центра распространяется на всю деятельность нашего учреждения, все инклюзивные проекты культурных центров и музеев реализуются совместно.
– И последний традиционный вопрос – о планах. Понятно, что в условиях нынешней нестабильности прогноз – дело рискованное. И все же: какие новинки ждут посетителей центра «Интеграция», скажем, в ближайший год?
– Да, ситуация действительно нестабильная... Мы, например, весной планировали привести в Россию тайваньского художника Лиланда Ли. В раннем детстве у него диагностировали аутизм, его родителям сказали, что он никогда не сможет жить в обществе. Теперь ему 28, и он всемирно известный художник. Но в связи с пандемией мы вынуждены были перенести его визит на весну 2021 года, будем надеяться, что он все же состоится. Осенью у нас пройдет юбилейная выставка, в сентябре – выставка «Я художник, я так вижу» – совместная с фондом «Колесо обозрения», в октябре откроется выставка итальянской художницы Элиде Кабасси, которая много лет живет в России и преподает искусство рисования в детском доме. В любом случае продолжим двигаться в выбранном направлении и радовать наших посетителей новыми уникальными выставками и проектами.

ТАКОЕ РАЗНОЕ КОЛЕСО

После беседы с директором музея Игорем Думенко мне очень захотелось посетить одну из осенних выставок. И вот я снова в старинном московском особняке на Тверской, 14, где 20 сентября открылась совершенно необычная и очень интересная выставка «Колесо в искусстве».
Следование образцу – один из основных способов, которым дети познают окружающий мир. Именно он лег в основу конкурса «Я художник – я так вижу», который уже пятый год подряд проводит некоммерческая организация по социокультурной реабилитации людей с инвалидностью «Колесо Обозрения». О начале этого проекта рассказывает ее основатель и директор Наталья Черкасова.

 
– Я два года прожила в США, работала волонтером в музеях и постоянно видела людей с инвалидностью — с синдром Дауна, с физическими и когнитивными особенностями, на колясках, которые живут прекрасной полноценной жизнью! У многих из них есть работа, они ходят в кафе и рестораны, посещают выставки и музеи. Контраст во всем, что касается социализации людей с инвалидностью в нашей стране, мне показался огромным и очень захотелось изменить ситуацию. Поскольку я сама люблю искусство, то решила, что необходимо начинать именно с этого направления. Мы решили, что будем не только ходить в музеи, но и сами заниматься искусством. Вместе с художником Марией Шемчук из Мультимедиа Арт Музея придумали серию занятий для наших подопечных. А когда увидели, какие классные у ребят получаются работы, поняли, что их нужно где-то показать. Так родился наш конкурс «Я художник – я так вижу». Мы смогли сделать выставку в фойе Культурного центра «ЗИЛ-Арт». Был успех, и стало ясно, что эту историю надо повторять. Со второго сезона наши выставки проходят в Государственном музее — культурном центре «Интеграция» имени Н.А. Островского, а с третьего сезона конкурс стал всероссийским.
Главная цель этого проекта — творческая самореализация ребят с инвалидностью от 6 до 20 лет, их братьев и сестер, а также поощрение и признание их творческих способностей, мотивация к дальнейшему развитию в области визуального искусства. За 5 лет число участников проекта увеличилось в разы. В этом году на конкурс было принято 400 с лишним работ из более чем 100 населенных пунктов России. Проект поддерживает 26 музеев не только из Москвы, но и из Санкт-Петербурга, Омска, Екатеринбурга, Перми, Хакасии… Их сотрудники проводят с ребятами многочисленные экскурсии и мастер-классы. А после окончания срока подачи работ каждый музей должен выбрать два лучших рисунка в каждой возрастной категории. «Процедура выбора была мучительна, – призналась заместитель директора центра «Интеграция» Наталья Погосян. – Слишком много оказалось сильных работ!». Тем не менее, участники итоговой выставки были определены. Она открылась 20 сентября в центре «Интеграция». В этом году тема конкурса и одновременно название выставки – «Колесо в искусстве». Организаторы разделили 52 рисунка по направлениям искусства, а художник Катя Белявская придумала необычные стенды в виде колес обозрения. Получилось очень стильно!
Но самое главное – результаты конкурса наглядно показывают, что при правильном подходе даже весьма юным участникам программы вполне доступны не только традиционное реалистическое искусство, с которым обычно знакомят в школе, но и экспрессионизм, авангард, сюрреализм… Некоторые работы поднимают совершенно недетские, философские темы. Например, на рисунке 13-летней Киры Филипс из Новосибирска «Круги перед глазами» девушка устало опустилась на стремянку около стены стиральных машин – получился выразительный образ современного мира!
Целая стена зала была занята интервью с победителями и их родителями, которые обработала журналистка Наталья Филиппова. Каждый рассказ здесь трогателен и неповторим. Прочитать их все можно на сайте конкурса https://ятаквижу.рф/category/moya-istoriya/ Портреты ребят к ним нарисовала самый юный волонтер проекта – десятилетняя Майя Файерштейн.
20 сентября прошло и награждение победителей Пятого конкурса «Я художник — я так вижу». Из-за режима самоограничения организаторы разбили их на небольшие группы и для каждой провели отдельную церемонию. Но это не отменило главного – долгожданного свидания с живым и очень искренним искусством детей!
Пришедшие на награждение стали первыми зрителями нового клипа группы «Несчастный случай», состоящего из анимированных работ участников. Музыкант, актер и лидер группы Алексей Кортнев написал и исполнил гимн конкурса, он тоже прозвучал на церемонии. Победители получили ценные призы: сувениры и материалы для творчества.
Особенностью конкурса этого года стало проведение большинства лекций и мастер-классов искусствоведов из ведущих российских музеев в режиме онлайн. Это дало неожиданный эффект – по сравнению с прошлым годом число участников удвоилось! Все мастер-классы выложены на сайте проекта «Ятаквижу.рф», и теперь их смогут пройти все желающие.
– Когда стартует следующий конкурс? – спрашиваю я у Натальи Черкасовой.
– Наверное 15 мая 2021 года. Но до этого момента не нужно тратить время зря. Надо ходить в музеи и на выставки, рисовать, изучать историю искусства... Ведь главная наша задача – помочь людям выйти из замкнутого пространства, включить их в жизнь общества! А обществу показать, насколько талантливы могут быть дети с особенностями развития!

Екатерина ЗОТОВА
Фото редакции и автора
19 октября 2020