МЕЛЬПОМЕНА В ОСОБОМ ТЕАТРЕ

сцена
                                                                                Театральный коллектив «Вдохновение»

26 марта, в преддверии Всемирного Дня театра, в  Московском культурном фольклорном центре прошел первый интеграционный театральный фестиваль «Арт Сфера». Организаторы фестиваля – Центр медико-социальной реабилитации инвалидов Департамента социальной защиты населения  Москвы совместно с Советом по делам молодых инвалидов «18+» и Московской городской организацией ВОИ. Яркое, запоминающееся празднество драматургии, режиссуры и актёрского мастерства надолго запомнится зрителям.
сцена3

                                                                                 Интегрированная театральная студия «Круг II»
Уже не один десяток лет в Москве существуют, работают, творят немало коллективов, в которых задействованы люди самых разных профессий, возрастов и судеб. В их числе и люди с инвалидностью. Возглавляют театры настоящие профессионалы, мастера своего дела, не жалеющие сил для того, чтобы необычные артисты в полной мере смогли показать себя, чтобы их искусство нашло отклик в сердце каждого зрителя. И как показал фестиваль, эта цель достигнута. Актёры и режиссеры заставили зал забыть обо всём и полностью погрузиться в подлинное искусство.
Открыли фестиваль министр правительства Москвы, руководитель Департамента социальной защиты населения Владимир Петросян и главный врач Центра медико-социальной реабилитации инвалидов ДСЗН Светлана Воловец. Открытие ознаменовалось чудесным  мелодичным перезвоном сотни колокольчиков, которые раздавали публике, причем высокие гости участвовали в этом действии с особенным энтузиазмом…
В зале среди почётных гостей депутат Государственной Думы РФ Сергей Поддубный, председатель Московской городской организации ВОИ Надежда Лобанова, деятели искусства – и не только.
Вот в зале гаснет свет  и… начинается волшебство. Один за другим на сцену выходят творческие коллективы, представляющие искусство людей с разными возможностями, их уникальное видение мира.  Каждый театр совершено неповторим. Постараемся коротко рассказать об этих коллективах.
Открыл фестивальную программу театр «Недослов». Его участники – глухие и слабослышащие артисты. По словам режиссёра Анны Башенковой, отсутствие слуха влияет не на уровень представления, а на мировоззрение актёров, делая его скорее образным, чем словесным: «У них есть то, чего нет у нас, они «читают» людей, понимают их без слов». И действительно, во время выступления не прозвучало ни одного слова, но язык жестов оказался понятен всем.
«Крылья бабочки» (Театр жестовой миниатюры «HenDei»)
актеры

Режиссёр-хореограф  Екатерина Мигицко превосходно создала иллюзию настоящего полёта на сцене.
Затем выступили актёры театральной студии центра образования «Технологии обучения  i-Школа». Театр в i-Школе – это способ раскрепощения, освобождения личности ребёнка, полноценного художественного и духовного развития его способностей.

                                           
Студия представила номер, основанный на поэзии Серебряного века. Звучали песни Александра Вертинского, актёры демонстрировали образы, раскрывающие эстетическую, политическую и социальную тематику 20-х годов прошлого века. Поэзия, костюмы, хореография, кинопроектор – особые театры находят разнообразные способы выразиться.
актерТеатр «Простодушных»

Театр «Простодушных» не зря заслужил название социокультурного феномена. Это благотворительный проект, целью которого является интеграция в отечественную культуру особых артистов, творческая реабилитация и воплощение их возможностей. Но это на словах. На деле спектакли театра оказываются чем-то совершенно доселе невиданным, специалисты относят их к отдельному, своеобразному жанру. Особенность работы театра – стилизация древних народных представлений и праздников, сплетение с современностью, где сюжет и замысел то ускользают, то врезаются в сознание, затмевая реальность. На фестивале демонстрировалась «Масленица», глубокий, философский спектакль с аутентичными плясками, бесовством, с моралью человека двухтысячелетней давности.
Театр жестовой миниатюры «HanDei» создан актёром, режиссёром и художником Александром Мартьяновым. Жестовая миниатюра как жанр появилась на стыке трёх искусств: пантомимы, живописи и жестового языка. В представлении «Крылья бабочки» актёры движениями сначала рук, а затем всего тела визуализировали отображающиеся на экране японские трёхстишья  хоку в сопровождении флейты. Такое зрелище понятно всем, у кого есть зрение, а нарочитый минимализм в декорациях и костюмах только усиливал ассоциативное восприятие. Лирика страны восходящего солнца способствует спокойному средоточию на картинах, рождающихся не только на сцене, но и в сознании зрителя.
Театр-студия Мимики и Жеста – первый в мире профессиональный драматический театр глухих актёров, созданный ещё в 1963 году. Пожалуй, это единственный классический театр из выступавших на фестивале. После новаторских опытов нам представили классическую пьесу Брэндона Томаса «Где Чарли?», известную по фильму «Здравствуйте, я ваша тётя!». Вот только в отличие от кино актёры изъясняются жестами, а их реплики произносят невидимые суфлёры.
Театральные коллективы «Содружество» и «Вдохновение» при школе-интернате №44 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата также принимали участие в фестивале. «Содружество» представило интерпретацию «Ромео и Джульетты». Может быть, потому, что главные роли так наивно и трепетно исполняли актёры в инвалидных колясках, а, может из-за проникновенной музыки, – слёзы наворачивались на глаза. И никто не помнил уже ничего, кроме этой вечной истории. Доказательство тому – оглушительные аплодисменты, прозвучавшие для артистов.  Коллектив «Вдохновение» представил настоящие русские народные песни и пляски.
актеры2                                                                         Ромео и Джульетта (коллектив«Содружество»)
Центр социокультурной анимации «Одухотворение» уже более десяти лет помогает людям с инвалидностью найти своё предназначение в жизни. На фестивале была представлена сценическая миниатюра «Дон Кихот». И снова надо было забыть все известные рамки. У этих актёров собственное видение привычных сюжетов, так что нужно, замерев, пристально всматриваться…
театр5                                                                           Тетушка Чарли из Бразилии (Театр -студия Мимики и Жеста)

 Детский театр-студия исторического костюма «Натали» занимается эстетической и художественной реставрацией истории в мельчайших деталях, создавая подлинные костюмы эпох, и известных личностей, костюмы с картин великих художников. Но на этой трудной работе сам театр только начинается: для костюма нужен актёр, который будет вести себя, говорить и двигаться «достойно костюма», станет человеком другой эпохи, передаст ее исторический облик. И мы, словно живыми, зрим английскую королеву, придворных особ и благородных дам XVIII – XIX столетий.
Настоящим событием  и даже культурным шоком стало выступление Интегрированной театральной студии «Круг II», чьи актёры показали высочайший профессиональный уровень. Ритмические и музыкальные номера, завораживающее действо, динамичная смена картин – на глазах у публики создаются музыкальные краски и контрасты. Действия участников, будь то «солирующая партия» или «аккомпанемент», в каждый момент приковывают к себе внимание и незаметно, но неизбежно работают совместно, рождая звуковые и пластические шедевры. Это не театр в привычном смысле слова, это – мастерская зрелищ, где претворяется в жизнь та, казалось бы, утопическая идея, что нет никаких абсолютных преимуществ у обычных людей перед людьми с инвалидностью. По словам режиссёра студии Андрея Афонина, на сцене нет инвалидов, а есть – артисты.  «Мы никогда не выпустим на сцену человека, который будет как бы танцевать или как бы петь, – говорит режиссер, –  Совсем другое дело, что человек может танцевать по-своему, не так, как это принято. Но  представление только выигрывает – и такая победа достигается как раз за счёт особенностей человека, не позволяющих ему делать то же самое, что и все. Тогда и начинается театр, когда рушатся стереотипы».
Фестиваль «Арт Сфера» – это, конечно, не театральный фестиваль в строгом смысле слова. Скорее, это хорошая попытка обратить внимание широкой общественности на творчество людей с ограниченными возможностями. То, что на фестивале присутствовали такие люди, как руководитель Департамента культуры Правительства Москвы Сергей Капков – огромная удача.
ура                                                                        Да здравствует Его Величество театр!
Фестиваль – это, конечно, прекрасно, но есть у таких коллективов и  конкретные проблемы. Помимо особенно острых вопросов финансирования театров и студий, в стране нет ведомства, которому эти театры принадлежали бы. Они вынуждены существовать сами по себе, прикрепляться к школам, детским садам, медицинским и реабилитационным учреждениям. Очень мало специалистов, которые бы умели работать с особыми актёрами, при этом профессионально владея режиссурой – таких просто не готовят в нашей стране. Сейчас остро стоит вопрос – кто возглавит это движение, у кого получится создать работающую модель профессионального интегрированного театра?
Фестиваль показал, что интегрированный театр может работать и создавать качественные представления. Благодаря   талантливым режиссёрам, которые зачастую работают исключительно на собственном энтузиазме, люди с инвалидностью могут выразить себя, показать, какие они на самом деле. Мы говорим об особом театре как о реабилитации. Очевидно, что у такого театра большие перспективы, и далеко не все его возможности ещё открыты. Но понятно одно – это один из лучших способов понять друг друга. И речь идёт уже не только о реабилитации актеров, но и о реабилитации зрителей.

Михаил Эфир,
фото Константина КАПУНОВА