Трудный путь к успеху
Я педагог с полувековым стажем работы. За это время мне приходилось видеть разных детей. Но были и такие, которые запали мне в душу. Кого-то я называю своей болью, кого-то гордостью. Один из них - особенный, ребёнок, который «сотворил сам себя» - моя особая гордость и счастье. Я попыталась рассказать о нём, ибо считаю, что его жизнь может служить примером и путеводной звездой тем ребятам и родителям, у которых опускаются руки от проблем.
Антошка рос маленьким, бледным, болезненным мальчиком. Его головка, волосы на которой своим цветом напоминали молодую пшеницу, покачивалась при ходьбе и весь он походил на тоненький колосок. Казалось, маленькое дуновение ветра и этот колосок упадёт к ногам мамы, которая постоянно рядом, придерживая сына за руки. Антон носил ортопедические ботинки, похожие на сапоги времён Великой Отечественной войны. Огромные, тяжёлые… Казалось, что каждый, сделанный ребёнком шаг сопровождался неимоверной тяжестью и болью. Антон не мог ходить самостоятельно. У мальчика был неутешительный диагноз – ДЦП.
Я познакомилась с Антоном и его мамой, отдыхая с детьми организации «Незабудка» (я там работала музыкальным руководителем) на Солёном озере в Завьялово. Антошку мама каждый год возила на реабилитацию, у мальчика расслаблялись мышцы, частично снималась спастика. Узнав, что я владею музыкальным инструментом, мама чуть ли не на коленях стала умолять меня позаниматься с мальчиком, который буквально бредил музыкой с двух лет. В два года Антошке подарили игрушечное пианино. Постучав по его клавишам пальчиками, ребёнок сказал, что звуки большого инструмента ему нравятся больше. Мама поведала мне печальную историю о том, как при попытке поступить в музыкальную школу, их «отфутболивали», говорили даже при наличие музыкального слуха он не справится с программой школы. Как одна из педагогов музыкальной школы взяла его на частные уроки, ругала и била по рукам из-за неправильно поставленных пальцев (спастика в руках и пальцах мешала), на вопрос мамы, что же ей делать, если ребёнок тянется играть, ответила: «Бейте его по рукам! С такими пальцами нельзя подходить к инструменту!» После этого они ушли от этого педагога и полгода ходили к психологу. А пальчики у мальчика действительно были, мягко сказать «корявыми». Это были плохо гнущиеся из-за спастики «палочки», которые невозможно было собрать «чашечкой», необходимой для правильной игры на фортепиано. Антоше было пять лет и я не могла отказать умоляющему ребенку. Я не делала никакого прогноза, ничего не обещала маме. Хотя они старательно выполняли все задания и пальчиковую гимнастику, и массаж пальцев и рук. У меня никогда не было учеников с таким диагнозом.
Кроме тяжелейшей спастики рук, у Антошки были проблемы со зрением. Он плохо видел ноты в обычном их написании. Поэтому, каждую пьессу, прежде чем разбирать, нам приходилось увеличивать ноты в три-четыре раза. Я видела, как было тяжело ребёнку сидеть на стуле сорок минут занятия. Как болела его спина. И несмотря на капельки пота, выступающие на лице ребёнка, он отказывался отдыхать, и просто требовал продолжать урок. Довольно быстро мы освоили нотную грамоту и уже через пол года Антон мог играть двумя руками как в скрипичном, так и в басовом ключах. Первое время после проведённого занятия, уходя от своего упрямого ученика, я плакала стоя в подъезде, от жалости, которую не могла показывать мальчику, но я не в силах была её вынести, глядя на его нечеловеческие страдания и огромное желание продолжать обучение.
Я никогда не могла предугадать, какой сюрприз ждёт меня на следующем уроке. С первых же занятий мальчик пытался сам сочинять музыку. «Вот, послушайте - говорит он мне, - так капает дождик. А сейчас началась гроза» - и он ударял слабыми пальцами «басы». Или наигрывал что-то, напоминающее шум моря, топот лошадей. Потом к музыке стали прибавляться короткие песенки, миниатюрный вокализы, иногда в рифму, а иногда совершенно свободно Антон рассказывал о своём представлении того или иного природного явления. Сама, большая любительница поэзии, я с большим интересом слушала его рифмоплетения и никогда не критиковала. А ребёнку было важно услышать моё мнение. Помню, как светились его глаза, когда, при попытке сыграть сочинённый им вальс, я закружилась в танце, угадав, что мальчик написал именно вальс. Вообще, что бы не играл Антон, он всё выполнял серьёзно, с большим вдохновением. Ему всегда хотелось большего. Вспоминаю, как едва освоив ноты басового ключа, он попросил научить его играть «Танец маленьких лебедей» Чайковского и полонез Огинского. Я понимала, что в силу спастики, ребёнок не сможет брать аккорды со сложной для него аппликатурой. Даже при игре обычной гаммы, пальцы не слушались и он не мог после привычного третьего пальца правой руки поставить первый (так традиционно играют гаммы), который не гнулся в суставе. Часто приходилось идти на компромиссы: опускать аккорды, упрощать партитуру, изменять некоторые элементы музыкального произведения, оставлять только самые гармонически важные ноты в аккордах, практически не исказив мелодию. (ведь из-за спастики кистей мальчик не мог играть партитуру полностью). При разучивании музыкальных произведений Антона всюду преследовали препятствия: темп, форшлаги, аппликатура и т. д. А отказать в разучивании произведения, которое он непременно хотел сыграть, я не могла. Приходилось переписывать ноты, подгоняя под необходимый нам уровень сложности. Это было тяжело. Но мама Антошки была рядом. Сказать, всегда была рядом, значит ничего не сказать. Мама просто растворилась в сыне и поддерживала все его начинания. Переписывала ночами ноты, доводя их до нужного Антошкиному зрению, размера. В общем, мама старалась сделать всё, чтобы создать для мальчика комфортную, уютную, доброжелательную обстановку. Возила не на одну операцию, после которой шла долгая реабилитация и всё это в основном за свой счёт.
Кроме лечения, мама старалась развивать ребенка хорошими книгами, посещением музеев, выставок, концертов. Возила его в различные театральные и вокальные студии и кружки, где ребёнок набирался творческого и коммуникативного опыта. Помню первое выступление Антона на концерте в ДК «Сибэнергомаш». Ему было 10 лет. И он играл, как настоящий артист, на сцене. А далее было много других выступлений с театральной студией, которую мы организовали по инициативе родителей детей-инвалидов. Участвовали в районных и городских конкурсах и фестивалях, организованных соц. Защитой Алтайского края и различными общественными организациями, школой, где учился Антон.
Нужно сказать, что обучался мальчик в общеобразовательной школе наравне со здоровыми детьми, зимой, когда было тяжело ходить по ледяным и заснеженным дорогам, учителя ходили на дом. Иногда его навещали одноклассники, которым он был рад и играл им на фортепьяно и пел, ребята ему подпевали. Антон в 6 классе сочинил свои первые песни . Мама читала ему литературу и историю, а он пересказывал (для того, чтобы не напрягать и без того плохое зрение). Математика творческому мальчику давалась трудно, но духом он не падал. И школу окончил почти отличником, математика подвела. Однажды,(ему было лет 10) Антон в очередной раз удивил меня своим желанием сыграть «Аппассионату» Бетховена. (23 соната Фа минор). Я понимала, что произведение, состоящее из трёх частей, в оригинале, Антон сыграть не сможет, но отказать просьбе настырного ребёнка я не могла. Мои аргументы о сложности произведения Антон проигнорировал, лишь попросил облегчить авторский вариант. Антон играл по несколько часов в день. И я видела, какую боль причиняет мальчику долгое сидение за инструментом. Не помогали ни подушки, которыми обкладывала его мама, ни обезболивающие препараты. Позвоночник просто раскалывался, но ребёнок упорно продолжал играть. А когда я уходила после занятия, он падал на кровать, но не засыпал, а продолжал сочинять мелодии, фиксируя их в голове, или слова к своим песням.
В общем, как говорил древний философ, Антон прошёл путь через тернии к звёздам. Я не знаю, чего больше в этом мальчике: таланта или желания трудиться, целеустремлённости, силы воли. Хотя, считается, что гений – это 99% труда. Так в этом ребёнке упорство, трудолюбие, желание достичь цели и волевые качества помогали и помогают ему получать такие прекрасные результаты по жизни. Мы уже тогда, с детства, понимали, что Антону нужно учиться серьёзно, что его будущая профессия будет связана с музыкой. И вот, однажды, после многих отказов в возрасте 14 лет он все-таки поступает в музыкальную школу и заканчивает её за два года с красным дипломом сдав превосходно все экзаменационные произведения. А затем поступает в педагогический колледж по специальности музыкальный руководитель, учитель музыки. Антон участвовал во всех предлагаемых конкурсах. Однажды по работе я присутствовала в пед. колледже на совещании по проблемам обучения детей с ОВЗ. И вдруг, одна из педагогов колледжа подошла ко мне и начала с восторгом рассказывать о студенте, который несмотря на проблемы со здоровьем достигает отличных результатов в учёбе. «Если б вы видели этого студента!» - рассказывала педагог. И тут я не удержалась, и, сказав, что знаю о ком идёт речь, поведала историю о том, как Антон делал первые шаги в музыке, с какими препятствиями пришлось столкнуться ему и его семье.
Летели года, но мы продолжали общаться с Антоном, обсуждали его новые песни, участия теперь уже не только в Краевых, но и в международных фестивалях и конкурсах, например, одни из них проходили в г. Сочи и Петербурге. Сейчас портфолио Антона с сотнями грамот и дипломов толще, чем большой советский энциклопедический словарь, а друзья «ВКонтакте» прибавляются десятками ежемесячно. Сегодня Антон – дипломированный педагог и студент Алтайского государственного института культуры. Кроме творческой работы он занимается и педагогической. С большим интересом молодой учитель работает с детьми, имеющими патологию в развитии. В течение уже нескольких лет, в летний период, мы работаем с Антоном в детском оздоровительном лагере «Гагарин» во время смены родителей с детьми с ограниченными возможностями, которой руководит председатель Автономной некоммерческой организации «Ресурсный центр Алтайского краевого союза общественных организаций инвалидов» Ольга Васильевна Терентьева. На одном из концертов Антон, вместе со своей ученицей исполнил авторскую песню. После исполнения зал взорвался аплодисментами. Они стояли, взявшись за руки: маленькая Сонечка с восторгом глядела на своего учителя и он, Антон, такой же скромный, с доброй детской улыбкой на красивом лице. Но это был уже не ребёнок, а респектабельный молодой мужчина, опирающийся на модную трость – атрибут его шикарного имиджа. Это был музыкант, состоявшийся учитель, гражданин – Антон Александрович Кушников. А я стояла за кулисами и со слезами на глазах радовалась его триумфу! Потому,что в этом есть частичка и моей души, вложенной когда-то в маленького неуверенного, но упорного мальчика. Мой совет всем родителям : не опускайте руки, верьте в своих детей и идите с ними, несмотря ни на какие препятствия!