Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
 

Мои 12 пар ног. Как человек с инвалидностью становится супергероем

Эйми Маллинс принадлежат три мировых рекорда в беге на короткие дистанции и прыжки в длину среди людей с инвалидностью. Она родилась без малоберцовых костей, и в возрасте одного года ей ампутировали обе ноги ниже колена. «Правмир» публикует выступление актрисы, модели и спортсменки на TED Talks.


Однажды в музее я беседовала с группой детей 6–8 лет — почти 300 человек. Я принесла с собой полную сумку протезов, вроде тех, что сейчас на сцене, и разложила их на столе, чтобы показать ребятам. 

По опыту я знаю, что дети от природы любопытны, тянутся ко всему, чего они не знают, не понимают или считают странным. Взрослые учат детей опасаться всего необычного, порой ограничивая детское природное любопытство или даже нарочно сдерживая поток вопросов, чтобы их отпрыски производили впечатление воспитанных детишек. Я живо представила себе учительницу начальной школы в вестибюле, инструктирующую учеников: «Что бы вы ни делали, не вздумайте пялиться на ее ноги!» 

Мне, конечно, хотелось достичь в точности противоположного; я затем и пришла — пригласить детей порассматривать и поизучать. Я попросила взрослых на пару минут впустить детей одних, без сопровождения. Двери открылись, дети налетели на стол с протезами, начали их дергать, ковырять, шевелить искусственными пальцами, нагружать беговые протезы своим весом, чтобы посмотреть, что будет. 

Я сказала: «Ребята, помогите мне: сегодня с утра я решила перепрыгнуть дом. Не очень большой — всего два или три этажа. Придумайте какое-нибудь животное, или супергероя, или мультяшку — совершенно любого персонажа — чьи ноги помогли бы мне перепрыгнуть дом». 

И сразу же я услышала: «Ноги кенгуру!» «Нет, нет, надо лягушачьи лапы!» «Нет, суперпружины Мистера Гаджета!» «Лучше чьи-нибудь из Суперсемейки!» И прочее — о чем я ни разу не слышала. Вдруг один восьмилетний ребенок говорит: «Слушай, а ты не хотела бы еще научиться летать?» И вся комната восхищенно выдохнула: «Точняк!» (Смех в зале) 

Так из женщины, которую этих детей приучили называть инвалидом, я превратилась в человека со сверхспособностями. Они увидели во мне пока не раскрытый ими потенциал. Интересно. 

11 лет назад некоторые из вас видели меня на TED. Я показала искусственные ноги, на тот момент считавшиеся последним словом в области протезирования. Это были беговые ноги из углеродной ткани, разработанные по образцу лап гепарда — вчера на них можно было посмотреть на сцене. Вы могли видеть и эти протезы, они очень похожи на настоящие ноги. 

Итак, у меня появилась возможность пригласить тех, кто не занимается непосредственно разработкой протезов, приложить свой талант к искусству разработки протезов. Больше не разделять функцию, форму и эстетику, не присваивать им разную значимость. К счастью, многие откликнулись на мое приглашение. 

Это стало точкой отсчета невероятного путешествия, многих удивительных знакомств. Люди приглашали меня рассказывать об искусственных ногах для бегунов. После конференции зрители подходили ко мне — как мужчины, так и женщины, и говорили мне: «Эми, ты знаешь, ты очень привлекательна. Ты ни капли не похожа на инвалида!» Я тогда думала: «Ну, это замечательно». 

Тогда я поняла, что красота обсуждаема, что о красоте можно подискутировать. Какую женщину мы называем красивой? Как должно выглядеть красивое тело? И если говорить об определениях — что значит быть инвалидом? 

Журнал с материалом обо мне через дизайнера Питера Савила попал к модельеру Александру Маккуину и фотографу Нику Найту. Они задались теми же вопросами о красоте, что и я, и три месяца спустя я уже летела в Лондон на самолете на свою первую фотосессию для журнала мод. 

Одна из фотографий попала на эту обложку. А спустя еще три месяца я стала моделью на шоу Александра Маккуина. На показ я надела резные деревянные ноги из ясеня, и никто даже не догадался — все решили, что это деревянные сапоги. Вот они, на сцене. Виноградная лоза, магнолии. Удивительная вещь. 

Во всем нужна поэзия. Поэзия переносит самый банальный предмет в сферу искусства. Поэзия преобразовывает незнакомую и пугающую вещь в нечто, что можно оглядеть, потом еще раз оглядеть, а потом, возможно, понять и принять. <…>

Сейчас у меня 12 пар протезов, изготовленных для меня разными людьми. Каждая пара меняет мои взаимоотношения с поверхностью, по которой я иду. А еще я могу менять свой рост — выбираю из пяти различных вариантов. 

Сегодня мой рост — метр восемьдесят пять. Эту пару протезов мне сделали чуть больше года назад в ортопедическом центре Дорсет в Англии. Я привезла их домой, на Манхэттен и сразу же отправилась на модную вечеринку. Там была девушка, моя хорошая знакомая. Она привыкла к моему природному росту метр семьдесят два. Когда она меня увидела, у нее отвисла челюсть: «Ты такая высокая!» Я ответила: «Забавно, правда?» 

Тогда я осознала, что тон диалога человека с инвалидностью и общества очень сильно изменился за последние десять лет. Мы больше не говорим об исправлении неполноценности, но скорее о развитии, о потенциале. 

Искусственная конечность больше не утрата, она — знак того, что ее владелец способен заполнить образовавшуюся пустоту чем ему вздумается. 

Мне очень нравится, что, объединяя суперсовременные технологии: робототехнику, бионику, с поэзией, мы лучше понимаем феномен человечности. Мне кажется, что если мы хотим раскрыть потенциал человеческой природы, мы должны радоваться своим невероятным возможностям и своим удивительным недостаткам.

Я вспоминаю шекспировского Шейлока: «Уколите нас — и разве не потечет кровь? Пощекочите — разве мы не засмеемся?» Наша человечность, весь ее потенциал делают нас прекрасными. Спасибо. 

https://www.pravmir.ru/moi-12-par-nog-kak-chelovek-s-invalidnostyu-stanovitsya-supergeroem/
12 января 2021