В ПРОСТРАНСТВЕ ТВОРЧЕСТВА — ВСЕ РАВНЫ
Руководитель проекта Мария Генделева
Рассказывает Мария Генделева, руководитель проекта, сотрудник РООИ "Перспектива":
— Микро-проект «Театр равных возможностей» придумали сами дети на одном из тренингов, проходивших в рамках Международной конференции по инклюзивному образованию в Москве год назад. Сначала драматурги Евгений Казачков, Ольга Стрижак и Гульнара Сапаргалиева провели занятия в Москве. Потом в нашем летнем лидерском лагере в Подмосковье под руководством Джона Алперта, документалиста, обладателя 15-ти премий "Эмми", проходила основная часть тренингов и непосредственно создание пьес. Ребята придумывали героев со своими историями. Драматурги помогали детям. В итоге родилось семь пьес.
Важно, что в свободном пространстве творчества дети с разными возможностями сумели сформулировать и изложить на бумаге свои мысли, свои переживания. Значит, они уже осознали их. А потом и увидели их со стороны — на сцене.
В спектаклях по пьесам, написанных ребятами, участвовали актеры московских театров: Екатерина Волкова, Елена Морозова, Андрей Мерзликин, Мария Голубкина, Наталья Лесниковская, Дарья Денисенко, Артур Смольянинов, Дмитрий Шаракоис и другие.
Любому драматургу приятно увидеть плоды своего труда, да еще на такой престижной сцене, как Малый театр! Понятна радость ребят — участников проекта. Все они впервые попробовали свои силы в драматургии.
Автор одной из пьес — "Рождение свободы" — Женя Ляпин сознается:
— Никогда не думал, что можно написать пьесу за 3 дня! Но у нас получилось. Наверное, потому, что помощь была профессиональной и потому, что идея внутренней, личной свободы для меня — главная ценность в жизни. Сюжет нашей пьесы такой: Землю захватывают инопланетяне, люди томятся в неволе, но герой пьесы остается независимым и внутренне свободным, это позволяет ему выжить и не изменить себе.
Женя знает, о чем говорит, когда произносит слова "внутренняя свобода". Несмотря на ограниченность своих физических возможностей, он — настоящий лидер, привлекает к себе эрудицией и готовностью прийти на помощь товарищу.
В пьесе Анастасии Ермаковой "Счастье Елизаветы" идея свободы — тоже центральная. Слабослышащая героиня ее пьесы побеждает неуверенность в своих силах, непонимание окружающих и исполняет жестовую песню с символическим названием "Я — свободен!"
Даша Дмитриева в пьесе «Процесс и Экология» соединила два жанра — фэнтези и мелодраму. По сюжету в судьбу влюбленных вмешивается машина времени. А идея, по словам Даши, такова: «Ни машина времени, ни даже само время не победят любовь».
В других пьесах: лихо закрученном детективе "Агент 001", авантюрной комедии «Абхазская операция» также утверждаются ценность дружбы, любви, взаимовыручки. В комедии «Нелепые Робинзоны» герои пытаются выжить в условиях необитаемого острова. Авторы – 16-летний Гриша Кузнецов и 12-летний Сережа Рябцев – вложили в эту старую историю свои личные чувства и ощущения. Они сами пытаются выжить на нашем вполне обитаемом «острове»…
Но что дала работа в этом проекте профессиональным актерам? Артур Смолянинов, сыгравший роли в нескольких пьесах, поделился своими впечатлениями:
— С годами мы, к сожалению, все становимся циничнее, грубее... А встреча с таким детским творчеством — это возвращение к себе, к лучшему, что в тебе есть. Играя в этих наивных пьесах, невозможно спрятаться за наработанные приемы, сфальшивить.
Профессиональные режиссеры, которые ставили спектакли, внесли в них свое — иронию, сарказм, юмор. Поэтому реакция зала была очень живой и эмоциональной. Волонтер-консультант по обучению лидерским навыкам Карен Олсон так говорит о целях театрального проекта:
— При создании пьес и проведении мастер-классов мы следовали рекомендациям театральной программы Class Act, которая была запущена театром Traverse Theatre в Эдинбурге два десятилетия назад. Программа Class Act ставит детей как авторов в центр всей работы. Пьесы, которые дети пишут с помощью профессиональных драматургов, затем ставят профессиональные режиссеры и играют профессиональные актеры в присутствии авторов. Цель – повысить уверенность детей в себе и дать почувствовать ответственность за свои творения. Я была поражена тем фактом, что в наше рациональное время, когда многое меряется деньгами, в том числе и честно заработанными, 100 человек московских профессиональных режиссеров и актеров несколько недель работали в этом проекте бесплатно. Я рада за детей, я увидела, как к ним относятся в России.
Программа «Российские дети с инвалидностью отстаивают свои права», из которой родился театральный проект, рассчитана на 2 года, в ней участвуют 20 детей. Цель программы – развить в детях лидерские качества. Участники программы ведут в общеобразовательных школах занятия по разъяснению Конвенции ООН о правах инвалидов, проводят уроки по пониманию инвалидности, участвуют в акциях в поддержку толерантного отношения к людям с инвалидностью.
Наталья КРАСОВА
Фото Валерия Лукьянова
Рассказывает Мария Генделева, руководитель проекта, сотрудник РООИ "Перспектива":
— Микро-проект «Театр равных возможностей» придумали сами дети на одном из тренингов, проходивших в рамках Международной конференции по инклюзивному образованию в Москве год назад. Сначала драматурги Евгений Казачков, Ольга Стрижак и Гульнара Сапаргалиева провели занятия в Москве. Потом в нашем летнем лидерском лагере в Подмосковье под руководством Джона Алперта, документалиста, обладателя 15-ти премий "Эмми", проходила основная часть тренингов и непосредственно создание пьес. Ребята придумывали героев со своими историями. Драматурги помогали детям. В итоге родилось семь пьес.
Важно, что в свободном пространстве творчества дети с разными возможностями сумели сформулировать и изложить на бумаге свои мысли, свои переживания. Значит, они уже осознали их. А потом и увидели их со стороны — на сцене.
В спектаклях по пьесам, написанных ребятами, участвовали актеры московских театров: Екатерина Волкова, Елена Морозова, Андрей Мерзликин, Мария Голубкина, Наталья Лесниковская, Дарья Денисенко, Артур Смольянинов, Дмитрий Шаракоис и другие.
Любому драматургу приятно увидеть плоды своего труда, да еще на такой престижной сцене, как Малый театр! Понятна радость ребят — участников проекта. Все они впервые попробовали свои силы в драматургии.
Автор одной из пьес — "Рождение свободы" — Женя Ляпин сознается:
— Никогда не думал, что можно написать пьесу за 3 дня! Но у нас получилось. Наверное, потому, что помощь была профессиональной и потому, что идея внутренней, личной свободы для меня — главная ценность в жизни. Сюжет нашей пьесы такой: Землю захватывают инопланетяне, люди томятся в неволе, но герой пьесы остается независимым и внутренне свободным, это позволяет ему выжить и не изменить себе.
Женя знает, о чем говорит, когда произносит слова "внутренняя свобода". Несмотря на ограниченность своих физических возможностей, он — настоящий лидер, привлекает к себе эрудицией и готовностью прийти на помощь товарищу.
В пьесе Анастасии Ермаковой "Счастье Елизаветы" идея свободы — тоже центральная. Слабослышащая героиня ее пьесы побеждает неуверенность в своих силах, непонимание окружающих и исполняет жестовую песню с символическим названием "Я — свободен!"
Даша Дмитриева в пьесе «Процесс и Экология» соединила два жанра — фэнтези и мелодраму. По сюжету в судьбу влюбленных вмешивается машина времени. А идея, по словам Даши, такова: «Ни машина времени, ни даже само время не победят любовь».
В других пьесах: лихо закрученном детективе "Агент 001", авантюрной комедии «Абхазская операция» также утверждаются ценность дружбы, любви, взаимовыручки. В комедии «Нелепые Робинзоны» герои пытаются выжить в условиях необитаемого острова. Авторы – 16-летний Гриша Кузнецов и 12-летний Сережа Рябцев – вложили в эту старую историю свои личные чувства и ощущения. Они сами пытаются выжить на нашем вполне обитаемом «острове»…
Но что дала работа в этом проекте профессиональным актерам? Артур Смолянинов, сыгравший роли в нескольких пьесах, поделился своими впечатлениями:
— С годами мы, к сожалению, все становимся циничнее, грубее... А встреча с таким детским творчеством — это возвращение к себе, к лучшему, что в тебе есть. Играя в этих наивных пьесах, невозможно спрятаться за наработанные приемы, сфальшивить.
Профессиональные режиссеры, которые ставили спектакли, внесли в них свое — иронию, сарказм, юмор. Поэтому реакция зала была очень живой и эмоциональной. Волонтер-консультант по обучению лидерским навыкам Карен Олсон так говорит о целях театрального проекта:
— При создании пьес и проведении мастер-классов мы следовали рекомендациям театральной программы Class Act, которая была запущена театром Traverse Theatre в Эдинбурге два десятилетия назад. Программа Class Act ставит детей как авторов в центр всей работы. Пьесы, которые дети пишут с помощью профессиональных драматургов, затем ставят профессиональные режиссеры и играют профессиональные актеры в присутствии авторов. Цель – повысить уверенность детей в себе и дать почувствовать ответственность за свои творения. Я была поражена тем фактом, что в наше рациональное время, когда многое меряется деньгами, в том числе и честно заработанными, 100 человек московских профессиональных режиссеров и актеров несколько недель работали в этом проекте бесплатно. Я рада за детей, я увидела, как к ним относятся в России.
Программа «Российские дети с инвалидностью отстаивают свои права», из которой родился театральный проект, рассчитана на 2 года, в ней участвуют 20 детей. Цель программы – развить в детях лидерские качества. Участники программы ведут в общеобразовательных школах занятия по разъяснению Конвенции ООН о правах инвалидов, проводят уроки по пониманию инвалидности, участвуют в акциях в поддержку толерантного отношения к людям с инвалидностью.
Наталья КРАСОВА
Фото Валерия Лукьянова