НА «СЛАВЯНСКИЙ БАЗАР» – ПО НЕВСКОМУ ПРОСПЕКТУ
Я давно мечтал побывать на знаменитом фестивале «Славянский базар» в Витебске, тем более что в его ореоле, в те же самые дни, проводится Международный фестиваль творчества инвалидов имени Игоря Лученка. В прошлом году на праздновании 35-летия Всероссийского общества инвалидов во время экскурсии на ВДНХ оказался по соседству с председателем Центрального правления Белорусского общества инвалидов Василием Лукашевичем. Разговорились, и я плавно перевел разговор на «Славянский базар». «Хотите приехать? Пришлю вам приглашение!». Василий Васильевич – человек обязательный, слово свое сдержал, и уже весной я знал, что при поддержке Татарской республиканской организации ВОИ еду в Витебск.
Путь в Республику Беларусь из Казани не прямой – поездом в зависимости от даты отправления либо через Санкт-Петербург, либо через Москву. Конечно, я выбрал Северную столицу, за всю жизнь ни разу там не бывал! А здесь – такое везение.
Московский вокзал Санкт-Петербурга сиял в солнечных лучах. Редкий случай – ясная погода в городе на Неве. Причем, такой она была все три дня нашего с женой Ириной пребывания.
На активной коляске спокойно проехал по территории вокзала, спустился по заниженному участку тротуара к остановке общественного транспорта. Плавно подкатил низкопольный автобус. Мы решили сами выставить у входа в салон пандус, но вышел водитель и строго предупредил: «Ничего не трогайте! Это наша обязанность» Так все дни и ездили с услужливыми и вежливыми водителями. Честно сказать, впервые сталкиваюсь с таким сервисом в общественном транспорте! Даже в родной Казани приходится время от времени пикироваться с водителями автобусом, троллейбусов или трамваев по поводу, кто будет пандус откидывать? И чаще всего это делают сердобольные попутчики...
Увы, далее радужная картинка слегка померкла. Через три остановки прибыли к отелю, в котором загодя забронировали номер. Он был с пандусом и просторным лифтом, как нам и обещали. Но вот ванная оказалась недоступной – со ступенькой и слишком тесной внутри, даже моя компактная коляска там не помещалась. Когда я заказывал номер, нежный голос в телефоне «пел», что у них в гостинице барьеры отсутствуют... Я, конечно, справился с этим недоразумением – пересел на стул и воспользовался благами ванной комнаты с помощью этого вспомогательного средства. Кстати, на ресепшене потом извиняющимся голосом все-таки спросили: «В ванную вы смогли как-то войти ?» Как-то смог! Но укрывательством таких фактов заниматься не стоило бы...
Дальше мы решили прогуляться по Невскому проспекту в сторону Александро-Невской лавры. Вот тут и начались приключения. Тротуар центрального проспекта города вымощен плиткой. Но она почти сплошь вздыблена, как кони на Аничковом мосту. Ходить пешеходам, а тем более ездить на активной коляске, у которой малюсенькие передние колеса, – мучение! Плюс к этому тротуар наклонен к проезжей части под таким углом, что приходилось крутить лишь одно колесо, да и то не получалось держать ровную траекторию движения. При этом я заметил, что люди спотыкаются об острые кромки плитки. А я все время опасался – как бы не сломать об них пластиковые диски передних колес. Вот зачем создавать людям такие неудобства?! Я понимаю, если бы воссоздавали исторический облик города. Но нет же – плитка современная. Думал, что я один такой критикан, но посмотрел в Интернете – питерские сайты переполнены людским возмущением по поводу тротуарного покрытия центральной части города, грозящего получением травм. А кто-то даже сравнил состояние плитки на Невском проспекте с последствиями землетрясения!
Вот так, лавируя между вздыбленными камнями, любуюсь архитектурными особенностями города. И замечаю еще одну особенность: на входах в магазины, аптеки, кафе нет пандусов. Нигде! Как так может быть в городе, претендующей на звание второй столицы? А у некоторых зданий и ступеньки-то на крыльце сверхвысокие. Потом мне один сведущий человек рассказал: якобы несколько лет назад питерские власти одним росчерком пера вынудили все организации демонтировать уже установленные пандусы, чтобы восстановить исторический облик Невского проспекта. Тогда бы уж и мостовые из деревянных горбылей «смастрячили», как это было в XVIII веке… Сейчас новые времена, новые архитектурные запросы на универсальный дизайн. Как это можно не понимать?
В Александро-Невской лавре, куда мы все-таки добрели, первая постройка датируется 1713 годом. Там на одном из храмов увидел аккуратный хромированный пандус. Архитектурная недальновидность, портящая старину? Да нет – просто элементарная забота о прихожанах и туристах.
Поужинать в доступном кафе так и не удалось – пришлось преодолевать несколько ступенек на костылях, благо я могу некоторое время держать вертикальное положение тела. Плохо искали доступные? Ну, не знаю… Если в радиусе 5 километров ничего подходящего нет, куда дальше-то шествовать?
Московский вокзал Санкт-Петербурга сиял в солнечных лучах. Редкий случай – ясная погода в городе на Неве. Причем, такой она была все три дня нашего с женой Ириной пребывания.
На активной коляске спокойно проехал по территории вокзала, спустился по заниженному участку тротуара к остановке общественного транспорта. Плавно подкатил низкопольный автобус. Мы решили сами выставить у входа в салон пандус, но вышел водитель и строго предупредил: «Ничего не трогайте! Это наша обязанность» Так все дни и ездили с услужливыми и вежливыми водителями. Честно сказать, впервые сталкиваюсь с таким сервисом в общественном транспорте! Даже в родной Казани приходится время от времени пикироваться с водителями автобусом, троллейбусов или трамваев по поводу, кто будет пандус откидывать? И чаще всего это делают сердобольные попутчики...
Увы, далее радужная картинка слегка померкла. Через три остановки прибыли к отелю, в котором загодя забронировали номер. Он был с пандусом и просторным лифтом, как нам и обещали. Но вот ванная оказалась недоступной – со ступенькой и слишком тесной внутри, даже моя компактная коляска там не помещалась. Когда я заказывал номер, нежный голос в телефоне «пел», что у них в гостинице барьеры отсутствуют... Я, конечно, справился с этим недоразумением – пересел на стул и воспользовался благами ванной комнаты с помощью этого вспомогательного средства. Кстати, на ресепшене потом извиняющимся голосом все-таки спросили: «В ванную вы смогли как-то войти ?» Как-то смог! Но укрывательством таких фактов заниматься не стоило бы...
Дальше мы решили прогуляться по Невскому проспекту в сторону Александро-Невской лавры. Вот тут и начались приключения. Тротуар центрального проспекта города вымощен плиткой. Но она почти сплошь вздыблена, как кони на Аничковом мосту. Ходить пешеходам, а тем более ездить на активной коляске, у которой малюсенькие передние колеса, – мучение! Плюс к этому тротуар наклонен к проезжей части под таким углом, что приходилось крутить лишь одно колесо, да и то не получалось держать ровную траекторию движения. При этом я заметил, что люди спотыкаются об острые кромки плитки. А я все время опасался – как бы не сломать об них пластиковые диски передних колес. Вот зачем создавать людям такие неудобства?! Я понимаю, если бы воссоздавали исторический облик города. Но нет же – плитка современная. Думал, что я один такой критикан, но посмотрел в Интернете – питерские сайты переполнены людским возмущением по поводу тротуарного покрытия центральной части города, грозящего получением травм. А кто-то даже сравнил состояние плитки на Невском проспекте с последствиями землетрясения!
Вот так, лавируя между вздыбленными камнями, любуюсь архитектурными особенностями города. И замечаю еще одну особенность: на входах в магазины, аптеки, кафе нет пандусов. Нигде! Как так может быть в городе, претендующей на звание второй столицы? А у некоторых зданий и ступеньки-то на крыльце сверхвысокие. Потом мне один сведущий человек рассказал: якобы несколько лет назад питерские власти одним росчерком пера вынудили все организации демонтировать уже установленные пандусы, чтобы восстановить исторический облик Невского проспекта. Тогда бы уж и мостовые из деревянных горбылей «смастрячили», как это было в XVIII веке… Сейчас новые времена, новые архитектурные запросы на универсальный дизайн. Как это можно не понимать?
В Александро-Невской лавре, куда мы все-таки добрели, первая постройка датируется 1713 годом. Там на одном из храмов увидел аккуратный хромированный пандус. Архитектурная недальновидность, портящая старину? Да нет – просто элементарная забота о прихожанах и туристах.
Поужинать в доступном кафе так и не удалось – пришлось преодолевать несколько ступенек на костылях, благо я могу некоторое время держать вертикальное положение тела. Плохо искали доступные? Ну, не знаю… Если в радиусе 5 километров ничего подходящего нет, куда дальше-то шествовать?
Побывали в Петергофе, там в нижнем и верхнем парках дорожки пологие и ровные. Но посыпаны красной мраморной крошкой. Говорят, долговечное покрытие, при этом передние колеса коляски в этой крошке застревают и существенно притормаживают движение. Не скажу, что перемещаться комфортно. Но ладно, один раз можно помучиться, чтобы насладиться красотой этого райского уголка земли.
Русский музей – сокровищница города. И там мощеную дорожку у центрального входа приходилось брать приступом, передвигаясь буквально по 10-20 сантиметров, чаще просто на балансе – на больших колесах коляски, чтоб передние не застревали в камнях. Но те непередаваемые эмоции, которые были получены от знакомства с оригинальными полотнами гениальных живописцев, перекрыли собой все предшествующие трудности.
К счастью, Витебский вокзал Санкт-Петербурга оказался полностью доступен, как и поезд со спецкупе, который следовал в вожделенную точку Беларуси. В Витебске ранней порой спокойно прошли через железнодорожные пути по переходам, без проблем очутились на привокзальной площади.
На легковушке нас доставили в пригородный поселок Октябрьский, где разместили в жилом блоке аграрного колледжа. Пандусы деревянные, доступность частичная. Но, главное, есть где отдохнуть, совершить все нужные гигиенические манипуляции. Зато кухня там – отменная, редкий ресторан может похвастаться таким качеством блюд! И продукты, если так можно выразиться, советского качества: мясо, масло, сметана тают во рту, просто воскресший в памяти знакомый с детства вкус.
В день заезда на фестиваль выдались свободные часы. Как не воспользоваться ими? На низкопольном автобусе добрались до центра Витебска. По пути отмечал, что доступность наличествует примерно на 2/3 объектов. В городе все бюджетненько, но аккуратно: дороги, тротуары с пологими съездами, газоны, скверы, парки…
В первом же попавшемся кафе – небольшой приступок, который я перемахнул за секунду. Но зато какая там обалденная рулька!
Площадь Победы с мемориалом «Три штыка», символизирующих три освободительные силы – воинов Советской армии, партизан и подпольщиков, полностью доступна – прокатился там вдоль и поперек по асфальтовым тротуарам и по плиточному покрытию тоже, но оно предельно гладкое – стык к стыку. А вот в «Арт-центр Марка Шагала» подняться не удалось: на входе пандус есть, а вот внутри – ступеньки-препятствия. Здание старой постройки.
Русский музей – сокровищница города. И там мощеную дорожку у центрального входа приходилось брать приступом, передвигаясь буквально по 10-20 сантиметров, чаще просто на балансе – на больших колесах коляски, чтоб передние не застревали в камнях. Но те непередаваемые эмоции, которые были получены от знакомства с оригинальными полотнами гениальных живописцев, перекрыли собой все предшествующие трудности.
К счастью, Витебский вокзал Санкт-Петербурга оказался полностью доступен, как и поезд со спецкупе, который следовал в вожделенную точку Беларуси. В Витебске ранней порой спокойно прошли через железнодорожные пути по переходам, без проблем очутились на привокзальной площади.
На легковушке нас доставили в пригородный поселок Октябрьский, где разместили в жилом блоке аграрного колледжа. Пандусы деревянные, доступность частичная. Но, главное, есть где отдохнуть, совершить все нужные гигиенические манипуляции. Зато кухня там – отменная, редкий ресторан может похвастаться таким качеством блюд! И продукты, если так можно выразиться, советского качества: мясо, масло, сметана тают во рту, просто воскресший в памяти знакомый с детства вкус.
В день заезда на фестиваль выдались свободные часы. Как не воспользоваться ими? На низкопольном автобусе добрались до центра Витебска. По пути отмечал, что доступность наличествует примерно на 2/3 объектов. В городе все бюджетненько, но аккуратно: дороги, тротуары с пологими съездами, газоны, скверы, парки…
В первом же попавшемся кафе – небольшой приступок, который я перемахнул за секунду. Но зато какая там обалденная рулька!
Площадь Победы с мемориалом «Три штыка», символизирующих три освободительные силы – воинов Советской армии, партизан и подпольщиков, полностью доступна – прокатился там вдоль и поперек по асфальтовым тротуарам и по плиточному покрытию тоже, но оно предельно гладкое – стык к стыку. А вот в «Арт-центр Марка Шагала» подняться не удалось: на входе пандус есть, а вот внутри – ступеньки-препятствия. Здание старой постройки.
Отборочный тур фестиваля имени Игоря Лученка (этот знаменитый советский и белорусский композитор в 90-х годах входил в состав жюри творческих фестивалей ВОИ, а затем – и Международной премии «Филантроп») проходил в просторном зале Дворца культуры железнодорожников. Участники фестиваля ощутили его удобство на себе. Одно то, что пологий пандус на сцену сооружен от середины зала как некий эстетический архитектурный элемент, меня в хорошем смысле сразило наповал. Нигде такого не видел. Как просто и со вкусом, оказывается, можно делать удобные вещи!
Гостей и участников фестиваля приветствовал Василий Лукашевич:
– В этом году фестиваль проходит в семнадцатый раз. В конкурсной программе задействованы 180 человек, которые стали лучшими в отборочных зональных фестивалях. Наша организация принимает участие во многих культурно-массовых мероприятиях, что проходят в целом по республике. Главная наша цель – дойти до каждого члена организации, в которой состоят 42 тысячи 659 человек. Этот фестиваль мы проводим для того, чтобы каждый из них мог реализовать свой творческий потенциал.
– В этом году фестиваль проходит в семнадцатый раз. В конкурсной программе задействованы 180 человек, которые стали лучшими в отборочных зональных фестивалях. Наша организация принимает участие во многих культурно-массовых мероприятиях, что проходят в целом по республике. Главная наша цель – дойти до каждого члена организации, в которой состоят 42 тысячи 659 человек. Этот фестиваль мы проводим для того, чтобы каждый из них мог реализовать свой творческий потенциал.
В этом году гостем фестиваля стал президент Благотворительного фонда «Филантроп» Геннадий Аничкин. Он обратился у участникам с такими словами:
– Я уверен, что фестиваль откроет новые таланты. Мы договорились с председателем ЦП БОИ Василием Лукашевичем, что лауреаты фестиваля «Витебск-2024» автоматически становятся номинантами Международной премии «Филантроп» за выдающиеся достижения людей с инвалидностью в области культуры и искусства.
Участники и зрители встретили это известие горячими аплодисментами!
Приятно, что председателем жюри фестиваля была руководитель Союза композиторов Беларуси Елена Атрашкевич. Человек заслуженный, компетентный, при этом очень обаятельный и эмоциональный. Буквально взглядом, какими-то еле заметными жестами настраивала она каждого исполнителя на творческую демонстрацию своих возможностей в максимальной степени воплощения. Удивительное свойство!
Разрабатывая положение о фестивале, его организаторы старались задействовать людей в разных творческих жанрах и направлениях. Здесь народный и эстрадный вокал; народные, бальные, эстрадные танцы; инструментальное исполнение; авторская песня; изобразительное, декоративно-прикладное искусство...
Конкурсная программа была как полноценный марафон-концерт с отточенными номерами, наполненными торжеством жизни. С большим вниманием я слушал выступления соседей, с которыми за эти дни успел подружиться. Шоумен и радиоведущий Олег Беляк из Гродненской области буквально завел зал! А диджей и учитель пения в детском центре Василий Руденко из Брестской области весьма оригинально представил песню из репертуара ансамбля «Золотое кольцо». Просто блеск!
– Я уверен, что фестиваль откроет новые таланты. Мы договорились с председателем ЦП БОИ Василием Лукашевичем, что лауреаты фестиваля «Витебск-2024» автоматически становятся номинантами Международной премии «Филантроп» за выдающиеся достижения людей с инвалидностью в области культуры и искусства.
Участники и зрители встретили это известие горячими аплодисментами!
Приятно, что председателем жюри фестиваля была руководитель Союза композиторов Беларуси Елена Атрашкевич. Человек заслуженный, компетентный, при этом очень обаятельный и эмоциональный. Буквально взглядом, какими-то еле заметными жестами настраивала она каждого исполнителя на творческую демонстрацию своих возможностей в максимальной степени воплощения. Удивительное свойство!
Разрабатывая положение о фестивале, его организаторы старались задействовать людей в разных творческих жанрах и направлениях. Здесь народный и эстрадный вокал; народные, бальные, эстрадные танцы; инструментальное исполнение; авторская песня; изобразительное, декоративно-прикладное искусство...
Конкурсная программа была как полноценный марафон-концерт с отточенными номерами, наполненными торжеством жизни. С большим вниманием я слушал выступления соседей, с которыми за эти дни успел подружиться. Шоумен и радиоведущий Олег Беляк из Гродненской области буквально завел зал! А диджей и учитель пения в детском центре Василий Руденко из Брестской области весьма оригинально представил песню из репертуара ансамбля «Золотое кольцо». Просто блеск!
Меня как участника в номинации «Авторская песня», конечно, занимал вопрос – кто же оказался лучшим в родном для меня исполнительско-сочинительском направлении? Но интрига сохранялась до следующего дня.
И вот – сценическая площадка культурно-исторического комплекса «Золотое кольцо города Витебска «Двина», где проходит гала-концерт победителей фестиваля и награждение лауреатов. 35-градусная жара, которую не сбивает даже протекающая вблизи река Западная Двина. Эмоциональный градус тоже зашкаливает. Поочередно вызывают обладателей дипломов разных степеней в разных номинациях. И в номинации «Авторская песня» называют мою фамилию, Василий Лукашевич вручает мне диплом первой степени.
И вот – сценическая площадка культурно-исторического комплекса «Золотое кольцо города Витебска «Двина», где проходит гала-концерт победителей фестиваля и награждение лауреатов. 35-градусная жара, которую не сбивает даже протекающая вблизи река Западная Двина. Эмоциональный градус тоже зашкаливает. Поочередно вызывают обладателей дипломов разных степеней в разных номинациях. И в номинации «Авторская песня» называют мою фамилию, Василий Лукашевич вручает мне диплом первой степени.
Вот такая получилась, во всех смыслах запоминающаяся поездка!
А мы возвращаемся в наш творческий жилой уголок на праздничный ужин, на вечер прощания. И встречает нас белый аист, который живет в гнезде на столбе по соседству с колледжем. Тянет к нам шею птица солнца, добра и мира. Как это символично!
Владимир ГАРАНИН
Санкт-Петербург –
Витебск – Казань
А мы возвращаемся в наш творческий жилой уголок на праздничный ужин, на вечер прощания. И встречает нас белый аист, который живет в гнезде на столбе по соседству с колледжем. Тянет к нам шею птица солнца, добра и мира. Как это символично!
Владимир ГАРАНИН
Санкт-Петербург –
Витебск – Казань
19 сентября 2024