НАВСТРЕЧУ ЖИЗНИ, НАВСТРЕЧУ ТВОРЧЕСТВУ!
Я хочу рассказать о необычном художнике и человеке с рабочей душой, праздник встречи с которым мне подарила жизнь. О Лидии Тихолаз. Вот так просто и без отчества, потому что настоящему художнику оно не нужно. А она – настоящий художник и настоящий человек, что подтверждено всей её нелёгкой жизнью. Ею ещё раз доказано, что преодоление слабости тела дает возможность духовного роста.
Лидию часто сравнивают с Николаем Островским и Алексеем Маресьевым. С теми, кто огромным напряжением воли и жаждой жизни сумели взлететь над нелегкой судьбой. Но мне не хочется равнять их. Островский оказался прикован к постели, когда ему было за двадцать, а Маресьев остался без ног в ещё более зрелом возрасте. Судьба дала им познать радость полноценной жизни.
Лидии Тихолаз судьба такого шанса не дала. Болезнь сковала её уже при рождении. Тяжелая, недетская болезнь – ДЦП. Но ребёнок всегда остаётся ребёнком. Однажды при переезде в новый дом она в куче ненужного хлама обнаружила старый альбом с незамысловатыми рисунками. Они покорили её своей искренностью. И девочка начала донимать домашних, чтоб ей купили карандаши. И дождалась, отец принёс коробку ярких, как солнышко, палочек.
Голос русской природы помог Лиде подняться как художнику. Палитру красок она черпала в бескрайних полях и могучих лесах России. Она гордится, что у неё с Есениным одна родина – рязанские просторы. Потом случился немаловажный и такой необходимый период обучения в школе. В которую она поступила и закончила, как всё в своей жизни, – вопреки. Лидочка росла очень умной и развитой девочкой. Лет в 10-12 в потрепанном школьном учебнике по истории впервые увидела иллюстрации картин Рафаэля. Первая мысль была – повторить! Но потом поняла, что шедевр потому и зовется шедевром, что он неповторим. И ещё подумала, что нужно овладеть массой знаний, чтоб картина получилась такой. И подытожила: если бы люди не творили дальше – жизнь бы остановилась.
Девушка научилась красиво писать ногой. Пусть медленно, но зато аккуратно. Буквы ложились на лист наподобие печатного шрифта со всеми художественными красивостями – вензелями да фистончиками. Её манила возможность учиться. Бог ведет её, и девушка знакомится с сестрой по несчастью Татьяной, инвалидом 1-й группы с парализованными руками и ногами. Таня переписывалась со многими интересными людьми.
– Я тебе дам два адреса: одна поэтесса, а второй художник. Той пошли свои стихи, а этому парню – рисунки. И посмотрим, что они тебе скажут.
Лида ужасно боялась выставлять на суд свои начинания. Но всем известно, что охота пуще неволи. Она так и сделала. И начала ждать. Через какое-то время приходит письмо от поэтессы. Почти в каждой строчке – нужно учиться, учиться и учиться. А как учиться, где что-то прочитать, посмотреть – объяснений ноль. А потом приходит бандероль из Киева от Виктора Викторовича Бовы. А там четыре книги – вступление в изобразительное искусство. Очень тёплое, отзывчивое письмо и объяснения! Самым ценным было то, что он показал на своём примере, рисунках, как всё делается.
Девушка не могла что-то делать руками, единственная надежда – это ноги. Отчасти и от безвыходности она стала тем, кем стала. Нужно было найти возможность для реализации, и Лидия путем проб и ошибок нашла для себя рисование. «Я пробовала вышивать, если бы была маленькая швейная машинка, то наверное, я бы шила. Я постоянно искала выход из замкнутого круга, в который загнала меня моя болезнь».
В 22 года у неё состоялась первая персональная выставка в Севастополе. По тем временам это немалое событие! Лиде было страшновато выставлять свои работы, но она была уверена в том, что настоящий художник должен показывать свои шаги, последовательность утверждения в творчестве. Выставку организовали, чтобы показать, что человек даже в трудной ситуации может бороться и возвыситься над обстоятельствами. Да еще своими силами и своим примером помогать кому-то.
Выставка прошла, и за неделю украли семь работ. «Сначала, вроде бы расстроилась, а потом, думаю: если работы крадут, значит, что-то в них есть!»
Автопортрет
Следующая ступенька в её становлении: 1973 год, Московский заочный народный университет искусств им Н.К. Крупской, специальность – руководитель изостудии. О существовании этого университета Лидия узнала через детскую художественную школу. Нагрузки у студентки-заочницы – колоссальные: до десяти контрольных работ в месяц. Когда Лидия училась в университете, все конспекты писала сама, без чьей-то помощи, некоторые студенты даже переписывали у неё.
Говоря о своих жизненных наставниках, о людях, помогших ей на пути становления, Лидия Андреевна с особой нежностью отзывается о Н. З. Мухаметове – обыкновенном учителе из маленького башкирского селения, со вниманием отнёсшимся к молодой женщине. Результатом чего стало награждение её дипломом Ю.А. Гагарина. А произошло это так.
Назим Закирьянович переписывался с космонавтом Андрияном Николаевым, тогда это ценилось. Рассказал ему о мужественной женщине, и решили они организовать выставку Лидиных работ в Звёздном городке. В основном она состояла из отосланных Назиму эскизов и зарисовок. А еще Лида акварелью написала картину «Половецкие пляски». Тут ей помогло то, что в те времена по телевизору часто показывали оперу, балеты. И мужчина попросил подарить эту картину Николаеву. Она по сей день находиться в Звёздном. А надо понимать, как тогда ценились космонавты, кем они были для людей! Тогда спроси любого мальчишку: «Кем ты хочешь стать?», и получишь однозначный ответ: «Космонавтом!»
«А потом пришёл конверт с надписью «Почта космонавтов». Я чуть в обморок не упала, – рассказывает Лидия. – Принесла домой с бухающим, как молот, сердцем, дрожащими ногами открываю конверт. Там лежал диплом, проложенный двумя листами и письмо, подписанное Николаевым: «Мы ознакомились с Вашими работами и решили наградить Вас дипломом Юрия Гагарина. За активную жизненную позицию. Дерзайте!». Это ещё одно звёздное достижение Лиды.
В Москве в 77–78 годах прошёл 1-й Всесоюзный международный фестиваль самодеятельных художников. Одну из Лидиных работ отметили дипломом 1-й степени и медалью лауреата. А дальше была бесконечная и тяжёлая работа и – выставки, выставки, выставки. Через тернии к звёздам. Лидия Андреевна Тихолаз постоянно шла вперёд и совершенствовалась как мастер. Глядя на эту маленькую, слабого здоровья женщину невозможно поверить, что её картины стали участницами многих выставок – персональных и коллективных. Как в родном городе, так и в Москве, в Киеве и в Симферополе, Уфе, Рязани, Чебоксарах, Свердловске... Её наивная живопись напоена воздухом и чувствами, в ней есть что-то от полотен импрессиониста таможенника Руссо.
Однажды в таборе
У художницы дома хранятся десятки дипломов и грамот, медали лауреата всесоюзных и фестивалей народного творчества. Её картины путешествуют по всему миру. В 1998 году Лидии Тихолаз присвоили звание «Заслуженный художник Украины». В 2000 году она стала дипломантом Международной премии «Филантроп». Благодаря своему творчеству, она расширила шоры, поставленные болезнью, и вышла победителем. Жизнь её оказалась полна света, любви, счастья, благодати.
Прощание с родиной
Я познакомилась с Лидией Андреевной в непростой период, когда ушли из жизни дорогие ей люди. Бабушка с мамой всегда были её помощниками. И она погрузилась в домашние проблемы, как раз проходила утверждение себя в быту. Когда к человеку подходит старость, он задумывается о двух вещах: что дальше и что останется после него. С первым вопросом у Лиды полная ясность – дальше Бог. А вот со вторым все сложнее и проблематичнее. Её картины есть в Турции, Германии, Австрии, Польше, не говоря уже о странах СНГ. Их больше шестисот. У Лиды много полотен, которые нашли свое место в частных коллекциях. Прихожу к ней домой, и если раньше с радостью смотрела на её работы, то теперь больше с печалью. Для кого они? А ведь она писала их для вас! Это подарок вам, дорогой читатель и зритель.
Благодаря севастопольским меценатам городской Художественный музей имени М. Крошицкого приобрел две картины Лидии Тихолаз. Женщина очень хочет передать ещё некоторые свои картины в дар музею, но, к сожалению, уже три года тянется его реконструкция. С подобным вопросом мы обращались в художественный музей города Саки, но он нынче преобразован в краеведческий. В итоге вопрос оказался в подвешенном состоянии.
У нас появилась идея написать эту статью и обратиться к вам, дорогие читатели! Очень хочется помочь Лидии Андреевне осуществить свою последнюю мечту – подарить свое творчество людям и дать пример несгибаемости духа другим людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Ведь многие инвалиды находятся в растерянности, не знают, как найти себя в этой жизни. Наверняка среди читателей газеты найдутся любители примитивистской живописи, которые захотят дать картинам Лидии Тихолаз новую жизнь.
И ещё я написала книгу «Навстречу жизни» о детстве и становлении художника Лидии Тихолаз. Хочу, чтобы о непростой и необычной судьбе художника узнали как можно больше людей. Поверьте, она этого заслуживает! В 2018 году книга была удостоена городской премии имени Л.Н. Толстого. Мне хочется, чтобы люди, прочитав эту книгу, ценили свою жизнь, данную им Богом.
Ведь люди ценны именно непохожестью. Представьте, как бы было скучно жить, если бы все оказались одинаковы в своих стремлениях? Если люди разнятся в наклонностях и стараниях, то почему это воспринимается как должное, а физическое отклонение считается клеймом? Если тебя так устроил Бог, значит, он хочет использовать тебя именно таким, как создал. Надо всегда помнить, что для Бога ты – особенный.
Елена МОСКАЛЕНКО
г. Севастополь