ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА СЛОВА
Литературное творчество – эта та область культуры, где абсолютно неважно, является человек инвалидом или нет. Здесь все решает только талант. Поэтому создание литературных произведений является отличным методом социальной реабилитации, когда автор с инвалидностью может на равных со своими здоровыми коллегами радовать читателей.
«Есть преступления более тяжкие, чем сжигать книги. Одно из них – не читать их»,– заявил Иосиф Бродский. С Нобелевским лауреатом вполне солидарны в Тюменской областной организации ВОИ.
На протяжении многих веков книга, да и вообще любой написанный текст являлись для русского человека чем-то священным, а писатель автоматически приобретал статус жреца таинственного культа. Литература была настоящей душой большой и могучей страны. Пожалуй, ни один царь или военачальник не сделали для национальной ментальности, для самопонимания и самоощущения русского народа больше, чем, скажем, Пушкин или Достоевский.
В стране Советов ситуация в этом смысле изменилась мало: писатели были голосом народа, его совестью и болью, а строчки Евгения Евтушенко «поэт в России больше, чем поэт» граждане знали еще со школьной скамьи. Но грянула перестройка, и вместе с общей бытовой неустроенностью сознание россиян начало деформироваться: привычка читать куда-то пропала, а статус творца обесценился.
Довершил «литературный разгром» беспощадный Интернет с его пиксельным мышлением, «олбанским» языком и «убойным» видео. Как говорится, «аффтар жжот». Не зря, ох, не зря писатель Алексей Иванов, автор таких книг, как «Географ глобус пропил», «Золото Пармы» и многих других, вещает о кризисе вербальности, поразившем общество.
Россияне уже не желают утруждать себя чтением, ленятся брать в руки книжки и читать «много букв». О том, что национальные традиции семейного чтения утрачены, а культурный код нарушен, буквально кричат учителя литературы. Отказ от чтения, говорят они, это сознательное самоуничтожение, духовная смерть народа.
Впрочем, есть еще в России люди, которые ценят слово, понимают, что оно может ранить, но способно и вылечить. Для некоторых из них Книга (именно так – с большой буквы!) на определенном этапе и вовсе стала спасением, анестезией и успокоительным «в одном флаконе». Речь идет об инвалидах, которые, читая, могут уноситься в дивные миры, забывать о своих проблемах и обретать понимание, как жить с этими самыми проблемами.
На ступеньке выше – писатели и поэты с ограниченными физическими, но отнюдь не творческими возможностями. Они наделены способностью создавать и разрушать целые галактики, рождать вселенные смыслов, потрясать основы мироздания и успокаивать океаны. Именно таким «властелинам» в Тюменской области посвятили масштабный литературный конкурс.
Эпическое состязание под названием «Я – автор» стало очередным этапом областного фестиваля социокультурной анимации «Творчество для всех», в рамках которого целый год креативные тюменские инвалиды рисуют картины, вышивают бисером, танцуют, поют и даже проверяют крепость семейных уз (а что, тоже творчество!). Впрочем, у литераторов, как водится, особая миссия: в год юбилея Великой Победы им предстояло напомнить о подвиге советских солдат, снова перевернуть горестные военные страницы и воскресить триумфальный салют над Москвой.
Удалось! Свои работы на суд беспристрастному, а иногда даже суровому жюри представили 48 авторов. Электронные письма с трогательными рассказами и стихами летели отовсюду: из самой Тюмени, крупных районных центров и крохотных деревенек. При этом выяснилось, что инвалидов все чаще, как говорится, тянет на лирику – в категории «Проза» заявились всего семь авторов, а вот за звание лучшего поэта боролись более сорока участников. Организаторы решили не устанавливать возрастной ценз, а потому среди претендентов на победу были жители Тюменской области от мала до велика. Отдельного упоминания заслуживают геройские ветераны Великой Отечественной, живые свидетели истории, например, Борис Дмитриевич Головин, у которого поэтический дар открылся далеко за 70 лет.
Писали о разном. Без малого ровесник победы Догалак Оспанов из Юргинского района с горечью сетует на безжалостность времени, а его 23-летний коллега по писательскому цеху Сергей Квасов из Упоровского района представил, что это он должен бежать в штыковую, колоть фашиста и сам получать удары...
Жительница Нижней Тавды Лиза Фоминцева говорила о безутешных материнских слезах, а Ирина Кривицкая из Заводоуковска – о горькой вдовьей доле. Стало ясно, что все эти люди пишут не потому, что хотят попасть на всероссийский конкурс литераторов, и не потому, что жаждут славы, – они просто не могут не писать. Для них это такой способ существования, разговора с собой и Богом. Надо сказать, иногда довольно напряженного разговора.
Кроме того, уж слишком животрепещущей и близкой оказалась тема войны. Несмотря на разницу в возрасте и интересах, абсолютно все участники конкурса тонко – каждым нервом – чувствуют боль и страдания людей, живших в грозные 40-е. Возможно, дело в инвалидности авторов, которая дает им возможность понимать беду постороннего. А, может быть, причина кроется в общей напряженности нашего бытия, ведь автоматные выстрелы и разрывы фугасов, к сожалению, продолжают звучать на земле.
Подвести итоги было непросто. В результате повелителями слова, которое Анна Ахматова справедливо называла царственным, стали Догалак Оспанов и Ирина Кривицкая, разделившие первое место в номинации «Поэзия», Сергей Квасов и Петр Шевченко, которым в состязании поэтов досталась вторая строчка, Ольга Губина и Лиза Фоминцева – обладатели «бронзовых поэтических медалей».
Среди прозаиков жюри выделило «универсального бойца» Сергея Квасова, автора этого материала, ставшего вторым, и Анатолия Пучкарева, который оказался на третьем месте. Стоит отметить недюжинные усилия, которые пришлось приложить организаторам – Тюменской областной организации ВОИ, областным департаментам культуры и социального развития.
Алексей КУЗНЕЦОВ
г. Тюмень
«Есть преступления более тяжкие, чем сжигать книги. Одно из них – не читать их»,– заявил Иосиф Бродский. С Нобелевским лауреатом вполне солидарны в Тюменской областной организации ВОИ.
На протяжении многих веков книга, да и вообще любой написанный текст являлись для русского человека чем-то священным, а писатель автоматически приобретал статус жреца таинственного культа. Литература была настоящей душой большой и могучей страны. Пожалуй, ни один царь или военачальник не сделали для национальной ментальности, для самопонимания и самоощущения русского народа больше, чем, скажем, Пушкин или Достоевский.
В стране Советов ситуация в этом смысле изменилась мало: писатели были голосом народа, его совестью и болью, а строчки Евгения Евтушенко «поэт в России больше, чем поэт» граждане знали еще со школьной скамьи. Но грянула перестройка, и вместе с общей бытовой неустроенностью сознание россиян начало деформироваться: привычка читать куда-то пропала, а статус творца обесценился.
Довершил «литературный разгром» беспощадный Интернет с его пиксельным мышлением, «олбанским» языком и «убойным» видео. Как говорится, «аффтар жжот». Не зря, ох, не зря писатель Алексей Иванов, автор таких книг, как «Географ глобус пропил», «Золото Пармы» и многих других, вещает о кризисе вербальности, поразившем общество.
Россияне уже не желают утруждать себя чтением, ленятся брать в руки книжки и читать «много букв». О том, что национальные традиции семейного чтения утрачены, а культурный код нарушен, буквально кричат учителя литературы. Отказ от чтения, говорят они, это сознательное самоуничтожение, духовная смерть народа.
Впрочем, есть еще в России люди, которые ценят слово, понимают, что оно может ранить, но способно и вылечить. Для некоторых из них Книга (именно так – с большой буквы!) на определенном этапе и вовсе стала спасением, анестезией и успокоительным «в одном флаконе». Речь идет об инвалидах, которые, читая, могут уноситься в дивные миры, забывать о своих проблемах и обретать понимание, как жить с этими самыми проблемами.
На ступеньке выше – писатели и поэты с ограниченными физическими, но отнюдь не творческими возможностями. Они наделены способностью создавать и разрушать целые галактики, рождать вселенные смыслов, потрясать основы мироздания и успокаивать океаны. Именно таким «властелинам» в Тюменской области посвятили масштабный литературный конкурс.
Эпическое состязание под названием «Я – автор» стало очередным этапом областного фестиваля социокультурной анимации «Творчество для всех», в рамках которого целый год креативные тюменские инвалиды рисуют картины, вышивают бисером, танцуют, поют и даже проверяют крепость семейных уз (а что, тоже творчество!). Впрочем, у литераторов, как водится, особая миссия: в год юбилея Великой Победы им предстояло напомнить о подвиге советских солдат, снова перевернуть горестные военные страницы и воскресить триумфальный салют над Москвой.
Удалось! Свои работы на суд беспристрастному, а иногда даже суровому жюри представили 48 авторов. Электронные письма с трогательными рассказами и стихами летели отовсюду: из самой Тюмени, крупных районных центров и крохотных деревенек. При этом выяснилось, что инвалидов все чаще, как говорится, тянет на лирику – в категории «Проза» заявились всего семь авторов, а вот за звание лучшего поэта боролись более сорока участников. Организаторы решили не устанавливать возрастной ценз, а потому среди претендентов на победу были жители Тюменской области от мала до велика. Отдельного упоминания заслуживают геройские ветераны Великой Отечественной, живые свидетели истории, например, Борис Дмитриевич Головин, у которого поэтический дар открылся далеко за 70 лет.
Писали о разном. Без малого ровесник победы Догалак Оспанов из Юргинского района с горечью сетует на безжалостность времени, а его 23-летний коллега по писательскому цеху Сергей Квасов из Упоровского района представил, что это он должен бежать в штыковую, колоть фашиста и сам получать удары...
Жительница Нижней Тавды Лиза Фоминцева говорила о безутешных материнских слезах, а Ирина Кривицкая из Заводоуковска – о горькой вдовьей доле. Стало ясно, что все эти люди пишут не потому, что хотят попасть на всероссийский конкурс литераторов, и не потому, что жаждут славы, – они просто не могут не писать. Для них это такой способ существования, разговора с собой и Богом. Надо сказать, иногда довольно напряженного разговора.
Кроме того, уж слишком животрепещущей и близкой оказалась тема войны. Несмотря на разницу в возрасте и интересах, абсолютно все участники конкурса тонко – каждым нервом – чувствуют боль и страдания людей, живших в грозные 40-е. Возможно, дело в инвалидности авторов, которая дает им возможность понимать беду постороннего. А, может быть, причина кроется в общей напряженности нашего бытия, ведь автоматные выстрелы и разрывы фугасов, к сожалению, продолжают звучать на земле.
Подвести итоги было непросто. В результате повелителями слова, которое Анна Ахматова справедливо называла царственным, стали Догалак Оспанов и Ирина Кривицкая, разделившие первое место в номинации «Поэзия», Сергей Квасов и Петр Шевченко, которым в состязании поэтов досталась вторая строчка, Ольга Губина и Лиза Фоминцева – обладатели «бронзовых поэтических медалей».
Среди прозаиков жюри выделило «универсального бойца» Сергея Квасова, автора этого материала, ставшего вторым, и Анатолия Пучкарева, который оказался на третьем месте. Стоит отметить недюжинные усилия, которые пришлось приложить организаторам – Тюменской областной организации ВОИ, областным департаментам культуры и социального развития.
Алексей КУЗНЕЦОВ
г. Тюмень
27 августа 2015