ШКОЛА ДЛЯ РЕЖИССЕРОВ
В студии «Круг II: Творческое пространство «Равные возможности»» жизнь не замирает даже летом. Работают мастерские, идут репетиции. А с 19 по 22 июня здесь прошла «Летняя школа особого театра».
«Мы, кажется, единственные в своем роде, кто занимается с ребятами театром 5 дней в неделю по 5-6 часов. Студийцы со стажем приезжают сюда, как на работу, – посмеивается худрук «Круга II» Андрей Афонин и затем уже серьезно продолжает. – Не раз в рамках наших летних творческих лагерей мы проводили обучающие семинары для людей, которые работают с детьми и молодежью с особенностями развития, выезжали с мастер-классами в другие города. Но программа четырехдневного интенсивного курса нами разработана впервые.
Мы хотим передать тем, кто начинает работать в этой сфере, наш подход к взаимодействию с такими людьми, чтобы в дальнейшем они искали внутри него собственный путь, разрабатывали свои методы работы. Ведь творчество – это предельно свободная, индивидуальная деятельность, здесь бессмысленно учить по шаблону...
Курс начался с просмотра прогона и спектакля «За ритмом» в Центре имени Мейерхольда. Это дало слушателям материал для обсуждения, позволив увидеть не только наш результат, но и процесс работы. Затем были два с половиной дня лекций и практических занятий по основам режиссуры, ритмической и музыкальной импровизации, которые вместе со мной вели педагоги нашего театра Елена Осипова и Иван Афонин».
Впрочем, то, что происходило в эти дни на базе «Круга II», меньше всего походило на скучные «практические занятия». Андрей Афонин с соратниками окунули своих слушателей в атмосферу, где ученику не навязывают готового решения, а помогают раскрыться потенциалу, заложенному в нем природой. Было забавно наблюдать, как солидные люди – педагоги, психологи, режиссеры – покатываются со смеху, десятки раз повторив диковинные сочетания звуков, придуманные ими самими. Так под руководством Елены Осиповой они «продирались от голого ритма к мелодии и обратно». Или, вняв просьбе Ивана Афонина, вдумчиво плели прихотливую музыкальную импровизацию, играя кто на деревянной погремушке, кто на бубне, кто – на медном котелке...
А рядом с ними занимались опытные студийцы «Круга II», для которых необычные упражнения – повседневная практика. В последний день курса именно с ними слушатели ставили свои зачетные этюды. «В этом – еще одна особенность программы, –подчеркнул А. Афонин,– слушатели получают возможность поработать с людьми с особенностями развития, которые уже много лет занимаются театром, на практике оценить их уровень».
Что же вынесли из таких занятий люди, приехавшие не только из Москвы и Подмосковья, но и практически со всей территории Европейской части России? Оказалось, немало.
«С недавних пор я веду инклюзивную театральную детскую группу при фонде «Синяя птица», – рассказала режиссер театрализованных представлений и праздников Татьяна Климачкова из Белгорода. – После этого курса стало гораздо понятнее, куда двигаться дальше. Теоретические знания у меня были, а здесь нам дали очень много нужных инструментов по работе с особыми детьми. Но главное – у меня поменялось направление мысли. Этому помогло общение с артистами студии «Круг II». Мы очень подружились. Они замечательные люди, очень искренние, открытые, добрые!».
«Школа дала мне очень многое, – признался Вадим Тетиевский из Москвы. – Я узнал, какие должны быть этапы подготовки детей, на что обращать внимание, какие упражнения нужно использовать. А еще Андрей Борисович объяснил нам, что в инклюзивном театре своя эстетика, и в постановке надо исходить именно из нее. Воздействие некоторых приемов и упражнений мы испытали на себе, а, значит, будет проще оценить развитие деток, с которыми мы занимаемся. Нам важно, чтобы это приносило им пользу!
Так получилось, что по работе мы оказывали благотворительную поддержку ассоциации семей с детьми-инвалидами из Сочи. В том числе, привозили им интерактивные детские спектакли. А потом решили организовать студию, чтобы ребята не только смотрели спектакль, но и участвовали в его постановке. Ведь совместная работа создает очень хорошие возможности для социальной адаптации. Поскольку у меня есть режиссерское образование, то я и взялся за это дело. В сентябре планируется премьера сказки, которую мы сами написали. Теперь я понимаю, как довести ее до ума...».
А для педагога-психолога Центра семьи и детства «Мы вместе» из Уфы Оксаны Аблязовой знакомство с театром «Круг II» началось еще в прошлом году, в летнем лагере.
– Мне очень понравились занятия, погружение в творчество. Возникло много новых идей по работе с молодежью. Так в нашем центре появилась новая труппа. Мы начали с пластических этюдов, потом поставили сказку...
– А эта школа отличается от лагеря?
– Да, и очень сильно! Там – другой ритм, тоже напряженный, но более насыщенный разными событиями и впечатлениями. А здесь мы погрузились в изучение основ режиссуры и музыкальной импровизации - как раз то, за чем я сюда и приехала.
В методике работы педагогов «Круга II» находят немало полезного не только руководители театральных студий. Татьяна Москаль из города Порхов Новгородской области – психолог благотворительной организации «Росток». «Наша организация помогает социализироваться ребятам с особенностями развития – выпускникам специализированных детдомов, – рассказывает она. – Как правило, у них нет родителей, поэтому после окончания школы была одна дорога – в психоневрологический интернат. Мы организовали дом временного проживания, где в течение нескольких лет они будут адаптироваться к самостоятельной жизни. Знания, которые я получила здесь, очень помогут мне в психологической работе! Ведь театральные постановки – эффективный способ психотерапии!».
С тем, что участие в театральных постановках имеет большое реабилитационное воздействие, согласны и педагоги студии. Так, по мнению Е. Осиповой, коллективные занятия ритмом развивают человека в целом. Они не только упорядочивают движения и тренируют внимание к действиям друг друга, но и улучшают речь.
Словом, первые выпускники остались довольны. А ее организаторы уже смотрят в будущее. «Пока мы планируем провести еще один такой курс осенью, в октябре или ноябре, в рамках программы мероприятий, посвященных 20-летию театра-студии “Круг II”, – делится планами А. Афонин. – Приглашаем всех желающих! Правда, должны сразу предупредить: мы работаем на принципах самоокупаемости, поэтому занятия платные. В этот раз тем, кто оплачивал учебу заранее, она обошлась в 8 тысяч, тем, кто платил в последний момент – 12. Некоторым учебу оплатила их организация. Вопросы с жильем и питанием иногородние слушатели решали сами, но мы помогли им подыскать хостел неподалеку...».
Екатерина ЗОТОВА
Фото автора