Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
 

В АВТОРСКОЙ ПЕСНЕ – ИСКРЕННОСТЬ И БЛАГОРОДСТВО

Три песенные «сессии» в двух городах – Сыктывкаре и Ухте – вместил в себя XI Межрегиональный конкурс бардовской (авторской) песни «Струна, и кисть, и вечное перо» среди людей с инвалидностью имени Александра Лобановского, который проходил в начале июня в Республике Коми.


Сплоченные общей любовью к песне

Вначале прошел семичасовой конкурсный марафон в Центре культурных инициатив «Югор» Сыктывкара. И впервые за все время существование конкурса на следующий день конкурсанты переместились в Ухту, где в Парке культуры и отдыха города организовали баттл-площадку живой бардовской музыки. А на третий день победители конкурса участвовали в гала-концерте во Дворце культуры Ухты – самой крупной сценической площадке города.
Во все эти дни на сцену выходил 41 исполнитель из 21 региона России. Ленинградская и Архангельская области, республики Татарстан и Удмуртия, Краснодарский край… Список обширный.
Участники все разные, но сплоченные общей любовью к авторской песне. Александр Сапсаев из Самарской области впервые участвовал в конкурсе, мощно и зримо он представил песни Владимира Высоцкого. Известный российской бард Андрей Козловский, который тоже первый раз работал в жюри песенного форума, во время обсуждения восклицал: «Как искренне и с достоинством поет этот человек! Просто мурашки по коже!»
Вообще, эмоций в эти дни хватало! Песни – это всегда сосредоточенье чувств и мыслей, которые раскрываются за две-три минуты. Мои родные казанцы тоже оказались в этом смысле на высоте. На философско-лирический лад настроил слушателей Георгий Цыпцын, представив песню Леонида Сергеева «Трамвайчик». Сания Ибрагимова погрузила всех в красоту национального песенного искусства, исполнив бессмертный «Ай, былбылым». Воистину музыка – универсальный язык общения и взаимного эмоционального обогащения! А Сергей Крайнов заставил улыбнуться, разыграв с Санией Ибрагимовой песенную мини-сценку Бориса Вайнера «Школьная серенада».
Владимир Дубцов из г. Пенза вновь поразил нестандартной подачей своих произведений. Многие в зале отбивали ритм его песен, который органично доминирует, клинописью подчеркивая каждую поэтическую строку.
Иван Колобов и Ксения Канашова из г.Кстово Нижегородской области обаяли взаимодополняющим эхом созвучий. Божество – единение двух!
Один из самых волнительных моментов конкурсного дня – это объявление результатов. Вот уж где шквал аплодисментов, возгласы поздравлений, объятия следуют после каждой названной фамилии. Эмоции – через край! Всех больше их в этом году досталось обладателю Гран-при Владимиру Луговцову, тонкому мелодисту из города Владимир. Он и явно, и в соцсетях, как и другие конкурсанты, взволнованно выражал, что творилось в его душе в минуту триумфа: «Получить Гран-при конкурса – это огромная честь, придающая уверенности в собственных силах и способностях, ведущая к стремлению творить дальше, несмотря на все тяжести жизни! Конкурс был очень сильным, многогранным, красивым. Рад был встрече со старыми друзьями и встрече с новыми талантами, приехавшими на конкурс впервые».
Не менее взволнована была и жена победителя Любовь Луговцова: «Выражаю глубокую благодарность за теплый прием и высокую оценку творчества моего супруга Владимира, получившего в мой день рождения Гран-при конкурса. Спасибо за доверие, мне было приятно вдвойне! Очень хочется, чтобы география конкурса расширяла свои границы, чтобы еще больше талантливых людей с инвалидностью нашли возможность принять участие в этом замечательном конкурсе, который помогает нам общаться и верить в свои силы».
В этот вечер случился еще один «гран-при» – поощрительный, за верность конкурсу и пропаганду авторской песни – от председателя Коми республиканской организации ВОИ Маргариты Колпащиковой. Ее получила несравненная Татьяна Ладыка из г. Славянск-на-Кубани Краснодарского края. Эта награда стала плюсом к ее 1-му месту в номинации «Автор стихов и музыки».
Также четыре человека получили специальные призы от Ирины Кирилловой, профессора Московской государственной консерватории имени Чайковского, вдовы знаменитого барда  Леонида Сергеева. Ирина Валерьевна впервые участвовала в составе общественного жюри конкурса, подарила отмеченным ею участникам книги своего мужа. Леонид Александрович семь лет работал в нашем жюри, его произведения, его книги – бесценная память.
После объявления результатов замечательные слова-напутствия сказали члены жюри Ольга Сосновская, Раиса Нур, Надежда Назарова. Дополнили их представители общественного жюри Сергей Николаев и Надежда Елфимова.


Путешествие в Ухту

Утром следующего дня все участники конкурса на комфортабельном автобусе отправились в Ухту. Поселились в гостинице «Чибью». Затем отправились на экскурсию по залам Краеведческого музея и на обзорную – по городу. Проехали по всему центру, послушали историческую справку, провели фотосессию на смотровой площадке.
А после всех ждал трехчасовой концерт на открытой сцене в Парке культуры и отдыха, который по-современному назвали баттл. Хотя состязание заключалось в одном: кто больше всех покорит сердца слушателей, горожан. По интенсивности и силе аплодисментов можно было догадаться, кто же в тот вечер преуспел больше всех… Каждый артист – а выступали все участники конкурса и некоторые члены жюри – представлял песню, которую захотелось спеть здесь и сейчас. Звучали музыкально-поэтические миниатюры на русском, татарском, французском и коми языках. Настоящий интернационал! Зрители тоже напевали известные строки, а кто-то двигался в такт, танцевал. Но общим итогом баттла стало хорошее настроение – и у исполнителей, и у слушателей.
Конкурсант Александр Коваленко из пгт. Пойковский Тюменской области поделился впечатлениями: «Это была незабываемая, невероятная живая, позитивная встреча с жителями прекрасного города Ухта! Спасибо всем, кто присутствовал на этом концерте – каждому участнику и каждому зрителю, всем тем, кто организовал этот праздник под открытым небом».
Татьяна Ладыка тоже впечатлена новшеством конкурса: «Большое спасибо организаторам за идею поездки в Ухту! Когда бы мы еще смогли увидеть этот красивый и добрый город, выступить там со своими песнями? Я знаю, какой большой труд стоит за этим всем, сколько ниточек нужно сплести, чтобы получилось то кружево гостеприимства, которое мы получили за эти несколько дней! Хочется поблагодарить всех причастных к организации конкурса, они дарят людям с инвалидностью веру в то, что все возможно, что есть еще в этом мире доброе отношение, искренность и простота!»
Гала-концерт на самой большой сценической площадке Ухты прошел на впечатляющем душевном подъеме. За доставленную радость благодарили и зрители, и участники. Татьяна Терехина из п. Демянск Новгородской области высказалась так: «От всего сердца благодарю Маргариту Михайловну и дружный коллектив КРО ВОИ за гостеприимство, за организацию и проведение конкурса! Все очень достойно и высокопрофессионально, все продумано организаторами до минуты. Море впечатлений!»
Наталья Булгакова из Ухты вторит: «Спасибо огромное за возможность быть вместе со всеми на творческой площадке, быть частичкой конкурса и причастной к творческому процессу и к таким замечательным людям. Процветания! Новых идей, авторов и творений!»

Такие, понимаешь, творческие «загогулины»…

Конечно, конкурс – это живой организм, экспрессивный, порой рождающий иные мнения, в том числе отличные от тех, которые изначально общеприняты оргкомитетом и жюри. Скажем, с самого зарождения конкурса было решено, что участники могут сопровождать свое пение не только гитарой, но и фортепьяно, баяном или иным инструментом. В одном из конкурсов участница из Воркуты аккомпанировала себе… на арфе! Разрешалось использовать и минусовые фонограммы. Физическое состояние у всех участников разное. Есть люди с ДЦП, им трудно играть на инструменте. Есть те, которые перенесли инсульт. Инструмент они отложили в сторону, но душа-то поет!
Хотя тот же Георгий Цыпцын все время говорил, что гитара – это основополагающий инструмент в бардовской песне. И отход от канона размывает это песенное направление. Он не единственный, кто так думает. Маргарита Колпащикова тоже считает: та доверительная интонация при исполнении песни, тот уют, которые дает гитара, гораздо предпочтительнее других аккомпанирующих инструментов и оркестровок.
Решено: со следующего года «минусовки» изымут из положения о конкурсе. Про баяны, гармошки, фортепьяно тоже придется забыть. Все будут петь под гитару. Кто не может играть, привлечет волонтеров-гитаристов из числа тех же постоянных участников нашего конкурса. Среди аккомпаниаторов тоже можно провести конкурс с инклюзивной подоплекой на лучшее владение гитарой. Тем, кто сами себе подыгрывают на гитаре, для мотивации, чтобы не было обидно (другим кто-то аккомпанирует, а мы…), будет предложена подноминация «Лучшее владение инструментом».
В кулуарах конкурса у некоторых участников зародились претензии, связанные со своим физическим состоянием: у кого-то нарушено мозговое кровообращение, у кого-то сахарный диабет – и долгое томление в зале им утомительно. И они чуть ли не требуют первоочередного выхода с конкурсным материалом. Но разве легче колясочникам, которым время от времени нужно спину разгружать? Тем, которым «фарфоровое» заведение необходимо посещать каждые полчаса? На то на конкурсе и задумана жеребьевка, чтобы было все по-честному: кто какой номер вытащил – тот и становится в очередь на выход к жюри и зрителям. Конечно, конкурсная программа продолжительная, в этом году она длилась более семи часов. Но кто требует сидеть все это время в зале? Можно только к моменту своего выступления подойти – отдохнувшим и свежим. Хотя поддержка зала, зрители тоже нужны.
Возникла и одна творческая «загогулина». Кто не вошел в число победителей, особенно напирал, доказывая, что среди участников есть чуть ли не профессионалы в музыке (действительно, музыкальные школы не у одного конкурсанта за плечами), которые из года в год становятся победителями. Как быть тем, кто не особо силен в игре на гитаре, в нотных изысках, в стихосложении? Аутсайдерами все время быть не хочется.
У нас в этом году, повторюсь, был 41 участник и 10 лауреатских мест в разных номинациях плюс Гран-при. Простая арифметика: если кто-то призовые места забирает, 30 человек остаются «обиженными». В свое время я предлагал организаторам и жюри каждому участнику присваивать диплом победителя в личной номинации, например, «проникновенность исполнения», «виртуозное владение гитарой» и так далее. Мне ответили: «Тогда пропадет момент соревновательности. И конкурсанты не будут сосредоточены на том, чтоб повышать свой сочинительский и исполнительский уровень». И то правда! Так что на будущий год «конкурсность» сохранится. И надо будет совершенствовать свое мастерство, чтоб претендовать на высокую оценку. Главным критерием оценки останется то, чем берет авторская песня: душевность исполнения, поэтичность текста и музыкальная выразительность.
Главный организатор и идейный вдохновитель конкурса Маргарита Колпащикова всецело за то, чтобы на конкурсе музыкально «вела» лишь гитара – как символ авторской песни. При этом о конкурсе-2024 ее мнение таково: «Несмотря на то, что мероприятие ориентировано на любительский уровень подготовки музыкантов, критерии оценки были достаточно высоки. Учитывалось вокальное мастерство исполнителей, уровень владения музыкальным инструментом, художественная трактовка музыкального произведения и умение держаться на сцене. Считаю, что конкурс удался. Мы благополучно справились с задачей, вновь объединив талантливых людей с инвалидностью, дав им возможность проявить себя и поделиться творчеством с другими».
Этой же важной цели организаторы конкурса будут следовать и в 2025 году и – хочется верить – во все последующие годы. Главное, чтобы было в людях с инвалидностью желание заниматься любимым делом, и через творчество жить полноценной жизнью.

Владимир ГАРАНИН,
председатель жюри конкурса
Сыктывкар - Казань 

ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА «СТРУНА, И КИСТЬ, И ВЕЧНОЕ ПЕРО» 2024 ГОДА

Гран-при – Владимир Луговцов, г. Владимир.

Номинации «Автор стихов и музыки»
1 премия – Татьяна Ладыка, г. Славянск-на-Кубани Краснодарского края.
2 премия – Михаил Сухов, г. Курск.
3 премия – Владимир Дубцов, г. Пенза.
Дипломанты – Ирина Чувьюрова, с. Выльгорт Республики Коми; Владимир Ауза, г. Приозерск Ленинградской области.

Номинация «Автор стихов»
1 премия – Ксения Канашова, г. Кстово Нижегородской области.
2 премия – Ольга Сафонова, г. Балаково Саратовской области.
Дипломанты – Виталий Микушев; г. Сыктывкар; Любовь Осипова, г. Сыктывкар.

Номинация «Автор музыки»
1 премия – Руслан Дюкин, п. Яр Удмуртской Республики.
2 премия – Геннадий Попов, с. Нившера Республики Коми.
Дипломанты – Светлана Фисенко, п. Жешарт Республики Коми; Вячеслав Тумашов, с. Иртыш Омской области.

Номинация «Исполнитель»
1 премия – Татьяна Терехина, п. Демянск Новгородской области.
2 премия – Татьяна Ермакова, г. Владимир.
3 премия – Сергей Крайнов, г. Казань.
Дипломанты – Павел Алюков, г.Подпорожье Ленинградской области; Андрей Лебедев, г. Подпорожье Ленинградской области; Иван Колобов, г. Кстово Нижегородской области; Сергей Есаулов, п. Красная Горбатка Владимирской области.
 
17 июля 2024