Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
 

«НАС СОПРОВОЖДАЛИ ЧУДЕСА...»

18 апреля в Музее-квартире Вс. Э. Мейерхольда состоялась премьера спектакля по сказке Оскара Уайльда «Счастливый принц». Его поставил молодой режиссер Филипп Бородин с артистами передвижного семейного театра кукол на колесах «Котофей», супругами Александром Мудряком и Марией Овчаренко.

Зрители, забившие под завязку небольшую гостиную великих деятелей театра Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх, увидели светлую философскую притчу о любви и счастье, которые сильнее смерти, но при этом далеко не всегда сопровождаются изобилием и весельем. В ней легкомысленная Ласточка, случайно присевшая отдохнуть на статую рано умершего Счастливого принца, за несколько дней стала самоотверженной любящей душой, которая без колебаний отдает жизнь за право быть рядом с любимым. А принц, благодаря ее доброте и отзывчивости, смог, наконец, сотворить добро. Ведь при жизни, купаясь в роскоши родительского дворца, он даже не знал, что в мире есть бедность и горе…
Прихотливая воздушная ткань спектакля создавалась буквально на глазах присутствующих руками двух опытных артистов-кукольников. Однако всем было ясно, что так сыграть, не имея собственного опыта любви и взаимной поддержки, вряд ли возможно. Хотелось больше узнать об этом необычном театре. И через несколько дней я пришла в небольшую квартиру на первом этаже пятиэтажки недалеко от метро «Динамо»…

Как рождается спектакль

Корр.: – Прежде всего, хочется еще раз выразить восхищение тем чудом, которое вы сотворили в музее Мейерхольда. Как вам пришла в голову такая идея? Ведь все ваши предыдущие постановки ориентированы, прежде всего, на детей, причем не самых больших…
Мария: – Признаюсь честно: это – не наша идея. Будь моя воля (не знаю, как Саша), я бы этот материал вообще не взяла. Но с нами приключилась замечательная история. Несколько лет назад мы познакомились с художником-бутафором Московского областного театра кукол Натальей Ряузовой, и с тех пор периодически с ней пересекались. Однажды она сказала: «Ребята, давайте сделаем спектакль!»
Александр: – А мы-то хорошо знаем, что такое «делать спектакль», сколько нужно для этого сил и средств, как трудно найти режиссера, договориться об оплате его труда…
Мария: – Все это мы и сказали Наташе. А она в ответ: «Теперь слушайте, что я вам предлагаю. Декорации, реквизит и куклы мы с Валерием Скачковым вам сделаем. Мой сын Филипп – артист-кукольник, окончил институт, но пробует себя в режиссуре и готов поставить спектакль. Педагоги говорили, что у него есть режиссерское мышление. Ну, а вы – актеры, сами с собой как-нибудь договоритесь. Деньги нужны только на костюмы и какие-то материалы». Прошло какое-то время, она привела к нам в гости Филиппа и, познакомившись, мы доверили ему выбор материала. Он довольно долго думал, и в итоге остановился на Уайльде. Мы согласились, но при этом постарались избежать слезливости. Нам хотелось, чтобы эта история вдохновляла людей, показывала, как это здорово – жить во имя любви к кому-то! Несколько раз из-за этого серьезно бодались с режиссером… Хотя на премьере, когда ласточка умирает, я сама чуть было не пустила слезу… Но все-таки сдержалась. А вообще самым большим потрясением для нас был момент, когда Саша забрал у Натальи готовые декорации и смонтировал их в нашей комнате. Я три вечера смотрела – не могла оторваться! Какая красота!
Александр: – Я их установил днем, а вечером включил настольную лампу – и всё заиграло! Тут мы поняли, что к таким декорациям нужен свет… Наш педагог Виктор Васильевич Рябов, ушедший из жизни прошлым летом, принес нам десяток фонариков. В итоге мы пригласили художника по свету из Театра кукол имени С.В. Образцова Владимира Курзанова, и он помог нам решить эту задачу. В общем, репетиции шли года полтора.
Мария: – Наконец все друзья начали нам говорить: «Когда же, наконец, мы увидим ваш новый спектакль?». Мы благодарны Музею-квартире Вс. Мейерхольда и его заведующей Наталье Макеровой, что премьера прошла именно там!
Александр: – Квартира Мейерхольда для нас – счастливое место. Там все спектакли проходят удачно, даже если случаются какие-то накладки… В ней мы сыграли премьеру спектаклей «Вот такая чепуха», с которым ездили и в Южную Корею, и в Калифорнию, и «Синьору Сальсичию» по итальянской сказке.
Корр.: – Думаю, «Счастливый принц» получился скорее фестивальным спектаклем, чем массовым. Хотя, с другой стороны, нынешних подростков смертями не напугаешь, а говорить о любви с ними очень даже нужно…
Мария: А мы и не против поездить по фестивалям… Мы очень хотим, чтобы этот спектакль жил. Хотим, чтобы и зрители, и профессионалы оценили работу молодого режиссера Филиппа Бородина и наших коллег, создателей спектакля. Но и от показов обычным зрителям не отказываемся… Вот сейчас мы поговорили, и я почувствовала, что хочу этот спектакль играть, играть и играть!

Жизнь в творчестве

Корр.: – Ну, играть для вас – дело привычное… Кстати, сколько лет «Котофею»? В одном из источников я прочитала, что ваш театр родился в 1998 году.
Мария: – Это как считать… В 1998 году я окончила институт. Но мы сами считаем с 2000 года – с премьеры спектакля по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Там был персонаж Кот, который и дал название театру.
Корр.: – В любом случае, вы – один из самых успешных проектов, созданных выпускниками театрального факультета вашего вуза. Как вам это удалось?
Мария: – Мы сами в разговорах порой задаем себе этот вопрос. Думаем, наш успех не в последнюю очередь основан на любви. На нашей любви друг к другу, на любви к нашим преподавателям. А еще – на чувстве долга и ответственности за всё то, что они в нас вложили, что мы должны нести дальше. Я всё время доказываю, что люди поверили в меня не зря, что я могу быть актрисой, имею право на счастливую и достойную жизнь…
Еще нам повезло с преподавателями, в первую очередь – с руководителем нашего курса народным артистом России Виктором Васильевичем Рябовым. Он был одержим своей профессией. А еще – желанием помочь тем, кто хочет творить. Он учил нас высочайшему профессионализму – и, кажется, многому научил. Ирина Павловна Уварова ввела нас в мир театра, познакомила со многими известными людьми. По ее просьбе режиссер Юрий Александрович Фридман поставил нам первый спектакль – на профессиональном уровне! А потом случайно (какой-то из коллективов не приехал, и нужна была замена) мы сыграли на Первом международном фестивале кукольных театров в Театре имени С.В. Образцова – и наш дебют оказался успешным!
Этот успех позволил нам стать тем, кто мы есть сегодня, ведь тогда мы, по сути, бомжевали. Это сейчас у нас есть двухкомнатная квартира, которую мы сами выкупали по комнате, есть машина… Мы оба уже 15 лет работаем в замечательной школе «Класс-центр» под руководством Сергея Зиновьевича Казарновского, которая объединяет три школы – общеобразовательную, музыкальную и театральную. Я – преподаватель дисциплины «сценическая речь», а Саша – преподаватель баяна и аккордеона.
Но в последнее время начинаю понимать: нам не хватает времени на театр. Поэтому я подумываю об уходе из школы. Ведь, как ни крути, главное для нас – театр. Хочется расширить наши театральные горизонты, чаще показывать то, что мы делаем. В свое время зарубежные гастроли в Австрии, США и Южной Корее, куда нас приглашали дважды, помогли нам встать на ноги! Тут очень важно заинтересовать людей, убедить их в том, что с нами можно работать…
Да, наверно наша жизнь действительно счастливая. Буквально вчера мы встречались с друзьями. Уходя от них, вдруг вспомнилось, как много-много лет назад я сидела в инвалидной коляске в своей алтайской деревне и думала, как же несправедливо складывается жизнь... Я очень хотела жить ярко, блистать на сцене, но вынуждена была сидеть в четырех стенах и, как чуда, ждать гостей... А сегодня мы живем в Москве, и нас окружают люди из интереснейшего мира искусства. Дай Бог, чтобы такая жизнь не кончалась!

«Здравствуйте, Маша!..»

Корр.: – Как же вам удалось выбраться оттуда?
Мария: – Я всегда стремилась к творчеству. В 17 лет поступила по конкурсу работать в Томский областной театр кукол. И началась удивительная жизнь! У меня появилась возможность посещать спектакли в Томском драмтеатре. Мне всё безумно нравилось! Я мечтала поступить в театральное училище. Только все очень быстро кончилось… Вечером 4 октября я возвращалась из театра в свою комнату, которую снимала в частном секторе. Кто-то напал на меня сзади с ножом, ударил в спину – и попал в позвоночник… Его так и не нашли – в темноте я даже не увидела лица…
Больницы, коляска… Немного оправившись, я вернулась в родительский дом. О доступной среде, да еще в нашей деревне, тогда никто не слышал. Инвалид? Сиди дома. Научилась вязать, и даже начала этим зарабатывать. Но меня продолжало тянуть на сцену! По вечерам у нас часто отключали электричество, работало только радио, и вдруг я услышала голос Ольги Сергеевны Романовской, которая рассказывала о Специализированном институте искусств, который открылся в Москве. Мне показалось, что зажегся свет! И в моей жизни произошло настоящее чудо! А я так его ждала...
Адреса института я не услышала, но тут же написала письмо на радио. Ответа не было… А через несколько месяцев я увидела передачу об этом институте по телевизору и уже записала адрес. А через несколько недель получила письмо от Ольги Сергеевны, которое начиналось словами: «Здравствуйте, Маша!». Поразило, что такой уважаемый человек запомнил мое имя… Письмо было очень добрым, она пригласила меня поступать в институт, хотя тут же предупредила, что спрашивают у них очень строго, не делая никаких скидок на инвалидность. Позже я сама убедилась: так оно и есть. Приехала в Москву, поступила в институт – и моя жизнь действительно перевернулась!
Александр: – А я родился на Украине. В 1990 году поступил в Курское специализированное музыкальное училище. А в 1991 году мы узнали, что по инициативе театральных педагогов – супругов Андрея Викторовича Мекке и Ольги Сергеевны Романовской появился Государственный специализированный институт искусств (сейчас – Академия). Для нас его создание было настоящим чудом! Институт появился тогда, когда рушалось всё. Он дал возможность людям с инвалидностью получить высшее образование в сфере искусства, а это дорогого стоит!
Вспоминая наше знакомство, понимаем: нас что-то свыше свело и соединило вместе. Играть кукольные спектакли мы начали еще в студенческие годы. Так получилось, что из всего кукольного отделения Маша на курсе осталась одна… После окончания института было очень непросто. Однако нас всё время сопровождали чудеса…
Маша пыталась остаться в Москве и найти своё место в театральном мире, потому что понимала: возвращаться в алтайскую деревню – это творческая гибель. И вдруг проректор Щукинского училища Антонина Ивановна Пилюс предложила ей поступить в аспирантуру Щуки (у меня оставалось еще два года учебы в институте на музыкальном факультете.) Произошло это после того, как Маша стала лауреатом Первого межвузовского конкурса чтецов, который до сих пор проводится в этом институте. Кстати, вместе с ней лауреатами тогда стали ныне известные артисты Александр Олешко и Олеся Железняк.
Так мы получили очередную передышку. Тогда у нас была наредкость насыщенная жизнь. Мы «мотались» по всей Москве, преодолевали сумасшедшие лестницы. Но мы уже твердо знали, что будем вместе, хотя и не представляли, что нас ждет впереди. Только в 2002 году, когда появилось собственное жилье, мы зарегистрировали наши отношения.
Мария: – А в 2009 году, 8 июня, в День святого Духа, мы обвенчались. Вот такая у нас долгая и сложная история…
Корр.: – И пусть она продолжается еще многие годы…
Ну, а спектакль «Счастливый принц» уже начал свою сценическую жизнь. Первые зрители оценили его очень высоко. Так что если вам попадется афиша театра «Котофей» с этим или любым другим спектаклем – идите всей семьей! Хорошее настроение вам гарантировано!

Беседовала
Екатерина ЗОТОВА,
Фото Ивана ЗЕЛИКОВА

Фотографии со спектакля  «Счастливый принц» можно посмотреть тут.

15 июня 2019