ДОСТУПНАЯ КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА: НА ОСТРИЕ ДИСКУССИЙ
В середине марта в московском центре «Благосфера» состоялся форум «Доступная культурная среда», организованный Центром социокультурной анимации «Одухотворение», Комитетом общественных связей Правительства Москвы и Всероссийским обществом инвалидов. В нем участвовали 260 человек из 133 организаций, представлявших 12 регионов России.
Зачем нужны форумы?
В конце первого дня участники собрались за круглым столом, чтобы поделиться впечатлениями, и задали вопрос помощнику председателя ВОИ Тамаре Золотцевой: «Почему в последнее время часто проводятся форумы по социально-культурной реабилитации инвалидов?». «Форум – лучшая площадка для обмена информацией и её осмысления, – ответила Тамара Васильевна. – Здесь устанавливаются контакты и налаживаются связи, рождаются новые идеи. Здесь создаётся и крепнет сообщество людей из различных структур, объединенных общей целью, – создание доступной культурной среды для людей с инвалидностью. В мире появляются новые реабилитационные практики, их нужно обсуждать и распространять, чтобы оперативно отвечать на вызовы времени».
Была у форума и ещё одна задача: он проводился в рамках подготовки к III Международному симпозиуму «Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством – к творческому развитию личности», который запланирован на осень этого года. Для обсуждения содержания и формы предстоящего симпозиума было проведено специальное заседание.
В фестивалях участвуют все!
Несколько выступлений были посвящены развитию фестивального движения, ведь в нём участвуют десятки тысяч людей с инвалидностью. По-настоящему массовыми стали конкурсы творчества инвалидов «Я – автор», Международная премия «Филантроп», всероссийский фестиваль «Протеатр», Международный фестиваль «Inclusive Dance».
Президент фонда «Филантроп» Геннадий Аничкин напомнил, что первый всероссийский фестиваль творчества инвалидов состоялся в 1991–1992 годах и прошел под девизом «Смотри на меня, как на равного». Затем был еще целый ряд фестивалей, в которых участвовали десятки тысяч человек по всей стране, а на финальные мероприятия съезжались до 400 лучших представителей из регионов.
В 2000 году впервые была вручена Международная премия «Филантроп». Одной из целей ее учреждения стало изменение отношения общества к людям с инвалидностью, демонстрация их богатого творческого потенциала, возможности внести свой вклад в мировую культуру. С тех пор каждые два года премия «Филантроп» присуждается лучшим художникам, певцам, танцорам, мастерам прикладного творчества, актерам, поэтам. Оценивает работы авторитетное жюри, в которое входят известные мастера культуры.
Еще один фестиваль – «Нить Ариадны» – организует и проводит «Клуб психиатров», работающий в Москве уже 17 лет. В нём могут принять участие люди с психическими заболеваниями. За программой фестиваля кроется кропотливая работа врачей, психологов, арт-терапевтов, а также общественных организаций и фондов, работающих в сфере психического здоровья. Президент клуба – заведующий медико-реабилитационным отделением ПКБ № 1 им. Н.А.Алексеева Аркадий Шмилович подчеркнул: «Основная наша цель – разработка и внедрение передовых реабилитационных технологий».
Директор Центра социокультурной анимации «Одухотворение» Леонид Тарасов рассказал об одном из самых массовых и успешных проектов своей организации – Международном благотворительном танцевальном фестивале «Inclusive Dance», который в этом году пройдёт в пятый раз. Инклюзивный танец – это соединение терапии, искусства и волонтерства, именно поэтому в нём заключён большой реабилитационный потенциал. Ежегодно в Москву на заключительный этап фестиваля приезжает около 500 танцоров с инвалидностью, а в его организации участвует более 150 волонтеров. О значимости этого движения говорит тот факт, что буквально каждый месяц в разных уголках России рождаются новые инклюзивные танцевальные коллективы.
Один из вопросов Леониду Тарасову задала руководитель отдела РООИ «Перспектива» Мария Генделева, которая уже несколько лет занимается развитием лидерских качеств у детей и молодёжи с инвалидностью. Одно из направлений этой деятельности – проект «Театральная перспектива». В летних лагерях под руководством профессиональных драматургов ребята пишут пьесы, которые потом ставят режиссеры в театрах Москвы. В этих спектаклях наряду с известными актерами задействованы и сами участники проекта. «Они у нас всё-таки немного «деревянные», – посетовала Мария, имея в виду молодых артистов с инвалидностью. – Не хватает пластичности, свободы движений... Не проведёте ли вы несколько занятий с ними?».
Леонид Тарасов ответил и ей, и всем, кому нужна танцевальная практика: «У нас есть программа занятий, на которых все желающие осваивают базовые движения, учатся владеть телом, двигаться в пространстве. Мы всегда готовы приехать и дать мастер-класс».
Театр – путь к себе
Театральная деятельность давно стала действенным инструментом социокультурной реабилитации людей с инвалидностью. Ведь ее «материалом» является сам человек, его уникальные особенности восприятия и выразительности. О 30-летней истории развития инклюзивного театра в России, о международных и всероссийских фестивалях рассказала председатель правления Региональной общественной организации социально-творческой реабилитации детей и молодежи с особенностями развития и их семей «Круг» Наталья Попова. «Стремиться быть такими, как все, удобно, – подчеркнула Наталья Попова. – Однако каждый человек, театр или культура ценны именно своей особостью. Когда-нибудь мы будем жить в мире, где все разные и все чувствуют себя уютно. Культура – единая кладовая, в которой в любой момент можно что-то взять, использовать…»
Эту идею подхватил художественный руководитель интегрированного театра-студии «Круг II» Андрей Афонин. «Многие годы мы занимаемся созданием среды, в которой человек с особенностями кому-то нужен. А культура – это, прежде всего, возможность для человека жить в социуме, принимая его правила», – подчеркнул он.
Музей для всех
Какое место в социокультурной реабилитации людей с инвалидностью занимают музеи и библиотеки? Какие современные технологии используются для доступа к их услугам? Эти темы обсуждались на форуме в нескольких аспектах.
Большой интерес участников вызвало выступление заместителя директора по научно-исследовательской работе Государственного Дарвиновского музея Татьяны Кубасовой. Этот музей успешно работает с самыми разными категориями людей с инвалидностью. Здесь существуют специальные экспонаты для тактильного осмотра и рельефно-графические схемы маршрута для незрячих посетителей. Фильмы, которые показывают в залах, сопровождаются субтитрами. Разработаны специальные интерактивные программы. Музей ведет большую методическую работу по передаче своего опыта сотрудникам других учреждений культуры: проводятся семинары, разрабатываются методические пособия. Здание музея полностью соответствует требованиям доступности, посетителей встречает подготовленный персонал.
Генеральный директор института «Реакомп» Сергей Ваньшин и его заместитель Ольга Кудрявцева рассказали о своей программе подготовки специалистов по формированию доступности объектов и услуг для инвалидов. Здесь прошли обучение сотрудники более 40 музеев страны, в том числе Эрмитажа, московского Кремля, музея Кижи.
Подобная деятельность осуществляется и в культурном центре «Интеграция». Об этом рассказали заместитель директора центра по общим вопросам и методическому обеспечению деятельности Игорь Афонин и незрячий сотрудник Анатолий Попко. По мнению А. Попко, «доступность во многом заключается в головах». Причем не только здоровых, но и инвалидов. Нужно учить людей культуре общения и культуре решения проблем.
Преподаватели Московского государственного института культуры, доктора наук Николай Ярошенко и Ольга Мацукевич рассказали о том, что студенты готовятся к работе с инвалидами еще в вузе: в профессиональный стандарт по специальности «социально-культурная деятельность» включен курс «социально-культурная реабилитация». Обучение по этой специальности ведется в 60 вузах страны.
Заготовки для симпозиума
Участники форума продолжали делиться опытом и на круглых столах, там тоже прозвучало несколько тем для будущего симпозиума. Пожалуй, самая важная из них – необходимость создания полноценной службы сопровождения человека с инвалидностью, начиная со службы ранней помощи. Замечательные учреждения, занимающиеся социокультурной реабилитацией, и людей, для которых они созданы, разделяет настоящая пропасть. Служба сопровождения должна перекинуть через неё мост и провести по нему человека с инвалидностью. «Заявительный характер предоставления социокультурных услуг не мотивирует ни самого инвалида, ни его семью двигаться навстречу активной, полноценной жизни, – убеждена Тамара Золотцева. – Многие даже не догадываются о возможностях, которые предоставляет им государство! А ведь мероприятия по социокультурной реабилитации инвалидов включаются в индивидуальную программу реабилитации».
Справедливость её слов подтвердила сотрудница реабилитационного центра из Саратова Светлана Бандурина. Она видит большую проблему в том, чтобы заставить человека поверить в свои силы и возможности, активизировать его потенциал. Центр работает с инвалидами старше 18 лет, а к этому возрасту человек уже привыкает сидеть в четырех стенах, не прикладывать никаких усилий, чтобы активно участвовать в жизни.
Руководитель программ Российской государственной библиотеки для молодёжи Маргарита Дёмкина тоже ищет ответ на вопрос, почему у молодых людей с инвалидностью остаются невостребованными богатые возможности для образования и содержательного досуга, которые предоставляет им библиотека. В ней создана комфортная доступная среда, в месяц проводится не меньше 80 различных мероприятий, в них можно участвовать, в том числе, и дистанционно. Но желающих, увы, очень мало…
Специалисты, которые работают в сфере социокультурной реабилитации людей с инвалидностью, сегодня видят свою задачу не только и не столько в развлечениях или организации досуга людей с инвалидностью, а в полноценной их интеграции в общество. Это новая постановка проблемы, и она тоже станет темой будущего симпозиума.
Но и итоги самого форума нельзя назвать промежуточными. Обмен опытом, идеями и новыми контактами позволил участникам иначе взглянуть на собственную деятельность, открыть новые пути в решении стоящих перед каждым из них задач.
Наталья КРАСОВА
Екатерина ЗОТОВА