ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
Прошлой осенью в Курском музыкальном колледже-интернате слепых Министерства труда и социальной защиты РФ проходил VI Международный детско-юношеский фестиваль незрячих музыкантов-исполнителей.
Лучшие из лучших
– Лауреаты конкурса были награждены электронными гаджетами, которые пригодятся им в жизни и в творчестве. Но думается, что главный приз в нашем конкурсе – это выбор жизненного пути многими его участниками, – рассказывает директор колледжа-интерната, заслуженный работник культуры РФ С. Г. Попков. – Самые популярные профессии для незрячих и слабовидящих – массажисты и музыканты. Но между этими специальностями есть существенная разница. Успешно освоить массаж можно и в зрелом возрасте. А для музыкального творчества нужна ранняя ориентация. Большинство музыкантов уже в детстве выбирают свой жизненный и профессиональный путь.
– До недавнего времени в мире существовало всего два специализированных музыкальных заведения для инвалидов по зрению: консерватория имени Яна Дейла в Праге и ваш колледж. В рамках процесса инклюзии чешская консерватория отказалась от своего специализированного статуса и стала общедоступной. Вы не опасаетесь, что подобная судьба может постигнуть и Курский музыкальный колледж-интернат слепых?
– Я исключаю, что подобная ситуация произойдёт в России. И это не только моя личная позиция, но и позиция Министерства труда и социальной защиты. Суть «инклюзии» состоит в том, чтобы дать возможность людям с инвалидностью учиться во всех без исключения учебных заведениях, работать на тех же рабочих местах, что и соотечественники без ограничений по здоровью. Однако далеко не все незрячие и слабовидящие могут учиться в обычном вузе или колледже. У нас студенты обеспечиваются бесплатным трёхразовым питанием, всесторонней медицинской помощью (учитывая наличие не только инвалидности по зрению, но и других сопутствующих заболеваний). Имеются штатные социальные работники, которые проводят реабилитационную работу.
– Но не создаются ли таким образом для студентов тепличные условия, своеобразное «инвалидное гетто»?
– Никакого гетто здесь нет. Наоборот, за четыре года, проведённых в колледже, незрячие студенты становятся более самостоятельными, обретают уверенность в себе, закаляют силу воли (а это качество не менее важно для музыканта, чем талант). Ребята начинают самостоятельно ходить по городу с белой тростью, пользоваться общественным транспортом, приобретают знания и навыки в самых разных областях, в том числе в сфере компьютерных технологий.
После окончания колледжа значительная часть наших выпускников поступают в высшие музыкальные учебные заведения или сразу же начинают профессиональную деятельность.
– Ваш колледж ведёт свою историю со школы незрячих баянистов, созданной в 1945 году. Как изменялось учебное заведение за эти десятилетия?
– Мы гордимся тем, что колледж является ровесником Великой Победы. Школа незрячих баянистов открылась в Курске в феврале 1945 года, когда вся территория Советского Союза уже была освобождена от врага, до Победы оставалось всего несколько месяцев, а с фронта на родину потянулись десятки тысяч искалеченных, в том числе ослепших воинов. До 1971 года действовало только отделение народных инструментов. Потом появились фортепьяно, духовые и струнные инструменты, мы стали готовить профессиональных вокалистов и хормейстеров. В последние годы большое внимание стало уделяться компьютерным технологиям. Студенты могут приобрести навыки аранжировщиков, звукооператоров, звукорежиссёров.
– Какие события, произошедшие в жизни колледжа за последние годы, Вы считаете наиболее значимыми?
– Мне думается, что в жизни каждого музыканта самые важные события – это концерты, встречи с публикой. В 2013 году у нас состоялся отчётный концерт в Москве, в здании Министерства труда и социальной защиты, где присутствовали премьер-министр Дмитрий Медведев и министр Максим Топилин. В марте 2014 года наши инструменталисты и вокалисты принимали участие в культурной программе XI Паралимпийских зимних игр в Сочи. Играли в Олимпийском парке. Это были незабываемые концерты! Мы смогли почувствовать атмосферу всемирного спортивного праздника.
В 2015 году колледж активно участвовал в праздничных мероприятиях, посвящённых 70-летию Победы. Наша концертная деятельность отмечена юбилейной медалью «Победа». Диплом о награде подписал президент России В.В. Путин.
В сентябре 2015 году мы стали «Ассоциированной школой ЮНЕСКО». Этот статус не даёт каких-то материальных преференций, но способствует развитию международного сотрудничества. Нам очень приятно, что такая авторитетная структура, как ЮНЕСКО, заинтересовалась нашим опытом по интеграции людей с инвалидностью в жизнь.
Какая песня без баяна?
Пётр Дудошников со своими воспитанниками
Заслуженного работника культуры РФ Петра Васильевича Дудошникова с полным правом можно назвать патриархом Курского музыкального колледжа-интерната слепых. Родился в Кемеровской области, в городе Ленинск-Кузнецке в 1946 году. Незрячий с рождения. В 1963-1967 году был студентом Курского музыкального училища-интерната слепых. Сразу же после окончания был приглашён на должность преподавателя. Пётр Васильевич воспитал сотни юных баянистов. Его педагогическая карьера продолжается уже почти пятьдесят лет.
– Пётр Васильевич, сохраняется ли среди незрячих и слабовидящих интерес к баяну?
– Интерес сохраняется. Но роль инструмента в общественной и культурной жизни невозможно сравнить с тридцатыми – семидесятыми годами прошлого столетия. Именно эти сорок лет можно назвать «золотой эпохой» баяна. Музыкальное произведение «Какая песня без баяна» было создано актёром, композитором и поэтом Олегом Анофриевым в 1972 году. И оно сразу стало восприниматься как народное. В наше время песню с такими словами «Если жизнь сложилась, словно песня, значит, песня сложена про жизнь. Про родимый край, так, баян, сыграй, чтоб жилось и пелось от души» Олег Андреевич вряд ли бы написал.
– Что изменилось за эти годы?
– В семидесятые годы прошлого века баян был неотъемлемой частью жизни миллионов людей, особенно в сельской местности. Баянисты и гармонисты были «первыми парнями на деревне». Когда молодёжь собиралась на вечеринки в клубе – обязательно звучали баян или гармонь. Но менялось время – и баян стал восприниматься как инструмент «старомодный», незамысловатый, «колхозный»…
– Неужели происходит закат баянных традиций?
– Процесс противоречивый. С одной стороны, народная любовь к баяну значительно снизилась. С другой стороны, в последние годы создаётся много современной, в том числе сложной, элитарной музыки для баяна. В ней используются неожиданные эффекты: удары по корпусу, по меху, по грифу, необычное использование воздушного клапана без извлечения звука…
– Баян считают очень душевным инструментом. Это действительно так?
– Если говорить профессиональным языком, то «тесситура баяна» (преобладающее расположение звуков по высоте) среди всех музыкальных инструментов в наибольшей мере соответствует человеческому голосу. Баян не просто играет, он – поёт. Это удивительный инструмент! Может петь, а может – разговаривать, может грустить, а может – веселиться. Он способен имитировать игру органа или всего симфонического оркестра.
– Какие качества, необходимые для настоящих баянистов, Вы стремитесь воспитать в своих учениках?
– Кроме технических навыков владения инструментом, для баяниста важны темперамент, эмоциональность, кураж. Настоящий баянист – это лидер! Он должен быть человеком энергичным, волевым, в хорошем смысле слова, рисковым. Его задача состоит в том, чтобы «завести», зажечь публику, повести её за собой. Баян доступен и для прекрасного пола. Но девушка должна быть заводилой, душой компании!
Илья БРУШТЕЙН
Фото автора