КАЖДЫЙ ФЕСТИВАЛЬ - КАК ЧУДО
С руководителем оргкомитета фестиваля «Протеатр. Международные встречи» Натальей ПОПОВОЙ мы встретились накануне открытия третьего фестиваля. Однако история взаимоотношений моей собеседницы с зарубежными театрами, в которых играют артисты с особенностями развития, на самом деле намного длиннее. Я хорошо запомнила ошеломляющее впечатление от круглого стола «Инвалид и искусство – вместе или отдельно», который летом 2000 года организовали Наталья и ее единомышленники из РОО СТР «Круг» при поддержке Института человека РАН.
В нем принял участие режиссер из Франции Люк Эрве. К тому моменту он уже тридцать лет руководил театром в городе Лилль, в котором вместе с обычными артистами играли люди с проблемами психического здоровья. Думаю, тогда не только для меня стало открытием, что за рубежом давно существуют профессиональные театры, в которых работают люди с инвалидностью. Однако первый фестиваль «Протеатр. Международные встречи» состоялся только два года назад, зимой 2015 года.
– Почему же таким долгим оказался их путь к российскому зрителю?
– Всё созревает постепенно. Наш Всероссийский фестиваль «Протеатр», который стартовал как раз в 2000 году, вырос из повседневной работы по социокультурной реабилитации детей и молодых людей с инвалидностью. Мы поняли, что ее вершиной должен быть творческий, культурный, в данном случае – театральный продукт. Он должен создать прецедент равноправного участия людей с инвалидностью в культуре.
А фестиваль «Международные встречи» возник из опыта работы «Протеатра». Мы поняли, что движению не хватает контекста для осознания собственного места в культуре. Если он появится, режиссерам и актерам будет легче понять перспективы своей деятельности и даже критически осмыслить ее.
Проект «Международные встречи» стал для нас мощным стимулом. Он помогает обмениваться опытом со специалистами разных стран, видеть другие направления работы. Мы поддерживаем отношения не только с европейскими труппами. На второй фестиваль к нам приезжал театр из Индии. Было очень интересно размышлять о тех смыслах, которые вкладывают в действо актеры и режиссеры этого коллектива.
К сожалению, сегодня в России многие особые театры считают, что они неповторимые и самые лучшие. Режиссеры таких коллективов вкладывают огромные силы не только в творческую работу, но и в организацию диалога с ребятами, в социальную работу, в просвещение окружающих… Вся эта деятельность становится чрезвычайно эмоционально окрашенной – оценить ее очень сложно, это как оценить свою жизнь!
– Усилия нужны даже для того, чтобы элементарно вытащить людей из дома и собрать вместе…
– Конечно! Поэтому естественно, что мы склонны переоценивать плоды своей работы. А ведь так важно взглянуть на нее критически, почувствовать контекст, в котором она существует. С другой стороны, мы порой стесняемся своих спектаклей, думаем, можем ли мы показывать их широкой публике, вправе ли рассчитывать на поддержку государства. А на Западе театры с участием инвалидов заявляют о своих проблемах, они требуют, потому что знают, что им положено все то, что и обычным театрам.
– За два года зритель увидел в рамках фестиваля больше десятка постановок различных театров. Как в международном контексте выглядят лучшие российские труппы?
– В ряду. Бок о бок. Кто-то развивается аналогично зарубежным коллективам, кто-то идет своим путем, и это тоже очень хорошо. В любом случае, в лучших своих образцах мы не отстаем… Хочу еще отметить, что инклюзивный театр в целом очень близок поискам современного театра. Но тут возникает опасность подравнивания нас под образцы высокого искусства. А у нас искусство растет буквально из биологических и социальных основ существования человека. В такой работе необходимо очень тонко ориентироваться на конкретного исполнителя, искать новые формы драматургии, новые виды эстетики, а не приглаживать «особость» актера и процесса работы с ним. Да, наш артист, к примеру, не всегда может произнести серьезный драматический текст – а зачем ему это навязывать? Он выразителен другими проявлениями своей личности, телесности, и их надо искать! Успешно работают в нашем направлении те режиссеры, которые готовы к этому поиску. Кстати, об этом постоянно говорится на семинарах, которые являются неотъемлемой частью фестивальной программы.
– Действительно, «Протеатр. Международные встречи» – это не только спектакли, но и множество мастер-классов и обсуждений увиденного. Что дает это общение российским участникам?
– Мы вообще хотели бы, чтобы из фестиваля выросла международная школа инклюзивного театра, в которой можно было бы обмениваться новыми технологиями работы.
– Наталья Тимофеевна, это то, что в этом году Вы уже пытаетесь делать, организовав совместную работу молодого театра «Жизнь» из Екатеринбурга и французского режиссера Оливье Кудера?
– Мы очень рады, что нам удалось привезти в Москву театр «Жизнь». (Кстати, его основал всего год назад известный, особенно в среде любителей КВН, режиссер, капитан команды «Уральские пельмени» Андрей Рожков.) В этом театре работает профессиональный режиссер, который ставит амбициозные задачи – ввести труппу в контекст театральной работы, не занимаясь вопросами реабилитации. Мы организовали их сотрудничество в пространстве Центра имени Мейерхольда с режиссером театра «Дю Кристал» (Франция) Оливье Кудером и увидели, что режиссеры понимают друг друга без слов. Здесь важен еще один момент. Когда режиссеры и актеры разных стран вместе ставят спектакли, возникает территория максимальной свободы. Появляется такой глубокий уровень общения, при котором понимаешь, что человека определяет не язык, на котором он говорит, не наличие или отсутствие физических проблем, а какое-то его внутреннее существо…
Творчество – единственный путь вхождения в культуру, который доступен каждому человеку с самого рождения. Только человек способен к символическому действию, этим он отличается от всех других живых существ. Мне кажется, это очень перспективный путь…
– Хорошо бы, чтобы эти убеждения разделяли те, от кого зависит финансирование культуры… А как финансируются «особые» театры на Западе?
– Театры на Западе разные. На Третий фестиваль приехали те, кто еще ни разу не был в России. Среди них – старейший во Франции инклюзивный театр из города Рубе, основанный в 1978 году. Второй коллектив – это один из старейших инклюзивных театров Испании. Направление, в котором работает этот коллектив – психобалет – создали кубинские специалисты, психолог и хореограф, а на испанской почве его взращивала хореограф из Мадрида, основательница фонда «Психобалет» Майте Леон. В настоящее время работу возглавляет ее дочь Габриела. Пока мы можем только равняться на наших коллег в плане места, которое занимают эти театры в культурном пространстве своих стран. Хотелось бы, чтобы и в России поскорее прекратились дискуссии на тему: «Инклюзивный театр – это искусство или нет?», и мы тоже влились в общекультурный процесс. Разумеется, для этого сами особые театры должны провести очень большую работу. Мне кажется, что они готовы к ней, и мы уже движемся в этом направлении. Международный контекст помогает поддерживать наши устремления. Для нас каждый фестиваль – это чудо!
Если же говорить о финансировании в России, то это – огромная головная боль. В основном это либо гранты, либо частные пожертвования. Привозить иностранные коллективы нам помогают посольства их стран. Сами мы не потянули бы такую финансовую нагрузку! Но в последнее время нас очень хорошо поддерживает Всероссийское общество инвалидов. Кроме того, совсем недавно появилась новая возможность в системе грантовой поддержки театральных проектов Министерства культуры РФ, и мы обязательно ею воспользуемся.
11 февраля в центре «Благосфера» состоялся благотворительный вечер, на котором театр «Дю Кристал» показал спектакль «Кабаре острых ощущений». Так мы в первый раз пытаемся сами заработать средства на приглашение в Россию иностранных режиссеров и актеров инклюзивных театров.
– Тем не менее, вряд ли кто-то думал в начале 2000-х, что движение «Протеатр» станет тем, чем оно стало сегодня… А каким вы видите дальнейшее его развитие?
– Будем продолжать то, что начали… В будущем году мы планируем пригласить на фестиваль театры из Англии. Там развивают совсем другие театральные направления. С участием театральных коллективов из различных стран приращивается и содержательная сторона проекта, ведь фестиваль ставит задачу осмысления феномена развития особого театра уже более 27 лет. Именно столько лет мы занимаемся развитием социокультурной деятельности детей и молодежи с инвалидностью, ядром которой, с нашей точки зрения, является театральная деятельность. Посмотрим, что получится. Хотелось бы большей поддержки от нашего общества… Ведь фестиваль – это один из немногих стабильных и долгосрочных проектов поддержки инклюзивных театров в России.– Но ведь зал-то полный. Так что поддержка есть…
– Да, есть. Но, с другой стороны, чтобы наполнить зал, большую работу проделывает и команда ЦИМа во главе с арт-директором Еленой Ковальской, и мы. Пишем в соцсетях, обзваниваем, приглашаем…
– Проводя эти фестивали, «Круг» делает гигантскую работу, которая нужна не только инклюзивным театрам, но и всему театральному сообществу. И дай Бог, чтобы у вас было как можно больше партнеров и союзников.
– Дай Бог. Их ряды действительно медленно, но верно растут. Нашими верными партнерами стали и Центр имени Мейерхольда, и Всероссийское общество инвалидов, и посольства Франции и Испании, и компания Coalco, и Ельцин-центр… Каждый из них внес свою лепту в то, чтобы этот праздник состоялся!
Екатерина ЗОТОВА
Фото автора