ИЗ ТЕАТРА – В ЖИЗНЬ
Больше половины труппы Интегрированного театра-студии «Круг II» составляют инвалиды разных возрастов и категорий, в том числе – люди с ментальными нарушениями. Благодаря многолетним занятиям с целой командой специалистов, которых собрал худрук театра Андрей Афонин, на сцене они преображаются и буквально творят чудеса. Казалось бы, вот оно – доказательство эффективности социокультурной реабилитации! Но в жизни всё гораздо сложнее, чем в театре…
Навеки – дети?
Со временем Андрею Афонину и его коллегам становилось все труднее наблюдать за тем, как их подопечные, совершенно самостоятельные на репетициях, уходя за кулисы, становятся «малыми детьми», которым мама или бабушка в буквальном смысле слова вытирают нос и помогают надеть штаны. И это – еще полбеды… «Время от времени случается, что родители вдруг забирают своего ребенка, который занимался в наших студиях и мастерских несколько месяцев, а то и лет и достиг немалых успехов, – рассказывает Афонин. – Выяснилось, что в большинстве случаев они оказывались не готовы к тому, что под влиянием занятий поведение их ребенка (часто – совершеннолетнего) заметно изменится, не понимали, что делать в этой ситуации, и пытались вернуться в предыдущее состояние».
Из этих наблюдений 6 лет назад родилась новая программа межрегиональной общественной организации «Равные возможности» – «Школа родительского мастерства», разработал которую тот же Андрей Афонин. Одним из результатов ее реализации стал необычный спектакль «Тоже Я», премьера которого состоялась 1 июня 2019 года. С тех пор спектакль был сыгран несколько раз, последний прошел 15 марта. И каждый раз зал Государственного музея — Культурного центра «Интеграция» имени Н.А. Островского был полон.
Высказать, чтобы измениться
«Тоже Я» – спектакль, документальный вдвойне, если такое вообще может быть. В его основу легли реальные истории из жизни, которые рассказывают героини – 12 мам ребят с особенностями развития, занимающихся в студиях «Круга II». Ни одна из них до этого не выходила на большую сцену. Женщины разных возрастов, с разным жизненным опытом, они решились на очень непростой шаг – рассказать незнакомым людям о том, о чем обычно говорится лишь в самом тесном семейном кругу, а то – и не говорится вовсе. Зачем? Ну, хотя бы для того, чтобы напомнить самим себе, что жизнь гораздо шире той драмы, которая произошла с их ребенком.
Они рассказывают о самых разных событиях. Например, о том, как в руках у маленькой девочки бешено колотилось сердечко птенца, который выпал из гнезда, колотилось – и вдруг остановилось… Эта первая встреча со смертью вскоре помогла ей пережить другую потерю – смерть дедушки.
Или о том, как в спелеологической экспедиции ловкая и худенькая девушка была «дежурной глистой», обязанность которой – проверять узкие пещерные лазы на проходимость. А кто-то просто показывает большой старый чемодан, который когда-то был ее первой кроваткой…
Чтобы помочь героиням, а заодно и погрузить зрителя в атмосферу прошлого, сценограф Елизавета Серова и художник по костюмам Елена Осипова использовали в оформлении старые игрушки и даже работающий диапроектор, на котором перед началом, пока зрители занимают места, показывают диафильм. Сам спектакль идет под песни, записанные на виниловых пластинках, которые крутят на советском проигрывателе. Кто сказал, что на нем не было глубокого звука?
За час с лишним зрители слышат десятки историй – веселых и печальных, забавных и трагичных. Но лишь к концу действа мамы переходят к той теме, которая объединила их всех – к своим «особым» детям. О том, как по-разному они появились на свет, мамы рассказывают по очереди. А вот о месте, которое эти дети заняли в их жизни, женщины говорят одновременно, каждая – для «своей» части зала, доверительно и негромко. Чтобы понять их, зрителю приходится вслушиваться. Это непросто, но вполне соответствует тем усилиям, которые потребовались участницам спектакля, чтобы сначала осмыслить свой опыт, а потом вынести его на всеобщее обозрение.
В этой части действа каждый в буквальном смысле слова слышал своё. Для меня самым важным стал рассказ мамы 9-летнего мальчика о том, как она, привыкшая контролировать его поведение, как-то решила понаблюдать за сыном – и вдруг поняла, что он, неговорящий, очень многое умеет. В том числе – и организовать членов семьи на важное общее дело…
Еще раз об общении
Эта история стала идеальным финалом всего спектакля. Ведь он о том, как важно уметь слушать других – и быть услышанным самому. А еще о том, что общение – это не лайки под гламурными фотками и не обсуждение очередных похождений звёзд, а желание поделиться с другими своими своими победами и поражениями – одним словом, своей жизнью. Общение – это и активные поиски ОБЩЕГО, того, что связывает нас друг с другом. Это открытие особенно важно для родителей детей с инвалидностью, многие из которых после рождения «особого» ребенка пережили мучительный период распада прежних дружеских, а то и родственных связей.
А еще выяснилось, что такие истории очень важны детям. Недаром организаторы приурочили премьеру спектакля ко Дню защиты детей! В зале всегда есть ребятишки, в том числе дошколята. Надо видеть, с каким вниманием они следят за всем, что происходит! Спектакль для них – отличная прививка от беспамятства.
Увиденное и услышанное на сцене вызвало ответную волну воспоминаний и рассказов – об этом говорили многие зрители, выступавшие на традиционном для «Круга II» обсуждении спектакля. Обсуждение продолжалось и дальше – уже в соцсетях. Там одна из участниц, Ольга Матвеевичева, написала:
«Обычно после спектакля кто-нибудь говорит, что мы – герои. И я каждый раз думаю, что герой – это тот, у кого был выбор. Не думаю, что кто-нибудь из нас хотел этого геройства. Нас не спрашивали. Мы живем и думаем, что сама жизнь настолько ценна, что тратить ее на вечное перемывание внутри себя своего особого родительства просто невозможно.
Мы просто делаем шаг, другой, третий по дороге, которая не слишком освещена. И даже не знаем, в правильную ли сторону. Но мы приняли тот факт, что порой сам путь гораздо важнее цели, что именно его нужно наполнять радостями, ценить любой опыт и проживать его, находя радость в настоящем моменте.
Мы не герои. Мы просто люди, которые живут с тем, что раздала судьба».
Одним словом, спектакль «Тоже Я» получился очень важным и нужным для всех. Информация о следующих показах будет вывешена на сайте театра http://kroog2.ru/ru/. А те, кто хочет больше узнать о проектах РО МОО «Равные возможности», могут зайти на сайт организации: https://www.rvmos.com/.
Екатерина ЗОТОВА
Фото Леонида СЕЛЕМЕНЕВА