Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
 

БАЗА ДЛЯ ВЗЛЕТА

В 2019 году московский Центр социокультурной анимации «Одухотворение» при поддержке Всероссийского общества инвалидов и других партнеров проводил многодневный фестиваль Inclusive Dance, в котором принимали участие многие десятки творческих коллективов со всей страны. Заключительный гала-концерт фестиваля проходил в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, который был полон. Любители танца по достоинству оценили высокий уровень подготовки и эмоциональный накал коллективов, в которых танцоры с разными формами инвалидности выступали вместе со здоровыми партнерами. Однако фестиваль – лишь промежуточный финиш большой работы по развитию инклюзивного танца в России, которую уже 8 лет упорно продолжает небольшая некоммерческая организация.



Многие представленные на нем номера, по сути, являются законченными сценками с яркими характерами героев и четко прослеженным сюжетом. Развивая эту линию в творчестве участников Inclusive Dance, руководитель оргкомитета фестиваля и директор ЦСА «Одухотворение» Леонид Тарасов предложил новый формат взаимодействия коллективов – фестиваль инклюзивных пластических спектаклей «Перекрестки». Идею поддержали Фонд президентских грантов, Комитет общественных связей города Москвы и правительство Владимирской области.
Фестиваль совместили с традиционной для «Одухотворения» зимней Школой инклюзивного танца, участники которой на неделю собираются вместе и каждый день по нескольку часов оттачивают танцевальное мастерство. Ее базой в этом году впервые стала одна из жемчужин «Золотого кольца» – древний город Суздаль. Это только добавило драйва в программу мероприятия, ведь всем хотелось не только вдоволь натанцеваться, но и посмотреть многочисленные архитектурные памятники и музеи. В осуществлении этих задумок помогла администрация арт-отеля «Николаевский посад», где разместилась школа, бесплатно предоставившая своим гостям 20-местный автобус.

Задумка удалась: на Школу инклюзивного танца приехали 5 из 8 коллективов, участвовавших в фестивале «Перекрестки». На танцполе отеля «Николаевский посад» собралась пестрая компания из полусотни детей и взрослых с разными формами инвалидности и без нее. С ней виртуозно управлялась главный тренер Школы, руководитель венского коллектива «Ich bin OK», артистка балета и хореограф Хана Занин. Чешка по национальности, она приложила немало усилий, чтобы вести занятия по-русски, и к концу Школы научилась обходиться без переводчика. А ученики платили ей искренними симпатиями и счастливыми улыбками, которые не сходили с их лиц даже в конце двухчасового тренинга.
Два последних дня полностью были отданы событиям фестиваля. С утра артисты репетировали, а после обеда шли красочные показы. Их оценивало жюри, в состав которого вошли Леонид Тарасов, Хана Занин и главный хореограф Международного фестиваля «Inclusive Dance», педагог-хореограф и балетмейстер Наталья Головкина. Они определяли, кто будет лучшим в номинациях «Пластическая зарисовка», «Пластическая миниатюра» и «Пластический спектакль».

На фестиваль приехали очень разные коллективы: две студии из психоневрологических интернатов Орехово-Зуева и Екатеринбурга, три – из школ для детей с различными особенностями развития (Санкт-Петербург, Екатеринбург и Саратов). Еще два коллектива, «Одухотворение» из Москвы и «Параллели» из Липецка, объединяют инвалидов разных категорий и возрастов, живущих в семьях. Но, пожалуй, самым оригинальным оказался ансамбль, представлявший пермскую «Школу танца фламенко». Он образовался благодаря горячему желанию танцевать библиотекаря из Перми Елены Лачковой. Несмотря на сложную форму ДЦП, она – не только активист ВОИ, но и участник различных мастер-классов для людей без инвалидности. Там и познакомилась с руководителем Школы Марией Черненко, которую поразила выразительность ее рук. Так родился номер, в котором Елена танцует сидя, а ее партнерши – стоя.
Перед началом выступления на фестивале она прочла свои стихи, которые заканчиваются такими строками:
И только Душа знает о тех сокровищах,
Что хранит Сердце,
Однажды воскликнув:
«Здравствуй! Я – твое Тело!
И я хочу танцевать!».
Думаю, они могли бы стать девизом каждого, кто, несмотря на препятствия, стремится выразить себя в танце. К слову, номер Елены Лачковой и ее партнерш «Крылья моей души» стал одной из двух лучших пластических зарисовок. Это укрепило желание Елены создать в родном городе театральную труппу, в которой люди с разными формами инвалидности могли бы приобщиться к сценическому искусству.
Первое место с ними разделил екатеринбургский коллектив «Движение» из школы для детей с нарушениями зрения. Завершая программу первого дня, юные артисты четко и очень ярко сыграли сценку «Тайны торгового центра» про манекены, оживающие после закрытия магазина. Волнение не помешало им внимательно посмотреть и выступления других коллективов. «Здесь нам удалось многое увидеть, и это очень важно для развития детей! – подчеркнула их руководитель Нина Плотникова. – Они с огромным интересом посмотрели непростую философскую постановку студии «Созвездие» из Орехово-Зуева. Потом мы подошли к артистам. Ребята рассказали, как они поняли спектакль, и оказалось, что они угадали! Представляете, как это важно для них?».
В номинации «Пластическая миниатюра» постановка артистов из Орехово-Зуевского ПНИ «Свет души – свет жизни» уступила только миниатюре «Одухотворения» «Как есть». В сказочной форме она развивает идею преодоления зла силами добра и была тепло принята всеми зрителями, от мала до велика. В родном городе у ребят – большой опыт выступлений не только в интернате, но и на праздниках, которые организуют местные органы власти и организации инвалидов. По словам руководителя студии Натальи Ладочкиной, активность труппы всячески поддерживает администрация ПНИ и спонсоры.
Впрочем, так бывает не везде. Небольшая команда «Театра на Славянке» во главе со своим руководителем Стеллой Константиниди приехала на фестиваль за свой счет. Артисты работают в родном ПНИ и сумели собрать нужную сумму, чтобы представить на фестивале отрывки из своего спектакля «Ромео и Джульетта». Результат – почетное третье место. «Для наших ребят любой выезд за стены интерната – большое событие! – подчеркивает Стелла Константиниди. – Участвуя в таких фестивалях, они могут посетить разные города, пообщаться с самыми разными людьми. Смотря выступления других коллективов, я еще раз убеждаюсь: сила наших артистов – в искренности! Они очень эмоциональны, и это захватывает зрителя!».
Непросто было добраться до Суздаля и Народному интегрированному театру «Параллели» из Липецка. Но главная причина здесь – размер труппы. В 45-минутном мюзикле «Бременские музыканты», который они показали, занято 57 человек! Создатель коллектива, хореограф Елена Косенко объединила в искрометном, динамичном действии четыре группы танцоров – «танцующих на колесах», «танцующих в тишине» (люди с проблемами слуха), «танцующих под дождем» (люди с аутизмом) и волонтеров без инвалидности.

«Бременские музыканты» заслуженно стали лауреатом 1 степени в номинации «Пластический спектакль». «Меня поразило выступление «Параллелей», – делится впечатлениями руководитель ансамбля «Карусель» из саратовской школы-интерната VIII вида № 5 для детей-сирот Ольга Фокина. – Какая пластика! Вроде и мультик наизусть знаешь, и музыка на слуху, но я, взрослый человек, смотрела на них, открыв рот! Как хореограф, могу отметить: на сцене было очень много людей, но никто не стоял, все были в движении. При этом каждый был удивительно органичен в своем образе!».

Сама «Карусель» о таком спектакле пока может только мечтать. На фестивале ребята выступили с двумя небольшими танцевальными номерами – «Варенька» и «Лезгинка». Но видя, как внимательно они следили за всем происходящим, как активно занимались на тренингах, можно не сомневаться: со временем и они осилят более серьезные постановки.
Главная задача фестивалей, подобных «Перекресткам», в том и состоит, чтобы свести вместе разные по уровню коллективы, дать возможность и хореографам, и артистам обменяться опытом, поучиться друг у друга. А еще – показать свои постановки на большой сцене, выступить перед новой аудиторией.
Прийти на концерты фестиваля «Перекрестки» мог любой желающий. Приехала и группа из Владимирской областной организации ВОИ. Потрясенные увиденным, они тут же начали обсуждать, почему в фестивале не приняли участие театры из их области. Не исключено, что вскоре на Владимирщине появится успешный инклюзивный коллектив. А, может, и не один… Ведь по утверждению большинства руководителей коллективов, занятия танцем и постановки спектаклей благотворно влияют на их подопечных, делают их более собранными, усидчивыми, раскрепощенными, уверенными в себе. Одним словом, являются действенной формой социокультурной реабилитации. А это – одно из основных направлений работы общественных организаций инвалидов.

А те, кто уже начал занятия инклюзивным танцем, могут следить за анонсами будущих мероприятий ЦСА «Одухотворение» на их сайте https://inclusive-dance.ru/ru/

Екатерина ЗОТОВА
Фото автора. Все фотографии смотрите в фотоальбоме https://yadi.sk/a/uI4VI4yEO3W1lg

07 марта 2020