СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ: ПОПЫТКА ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ
«Я рад, что в этом году нам удалось более предметно и содержательно провести наши встречи, – отметил исполнительный директор III Международного симпозиума «Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством – к творческому развитию личности» Леонид Тарасов. – Мы узнали много нового, и благодаря этому смогли увидеть «слона» под названием «социокультурная реабилитация инвалидов» более объемно и зримо».
Этому признанию предшествовали три дня напряженной работы участников симпозиума, съехавшихся в Москву из 20 российских регионов, и слаженных действий его организаторов, среди которых Всероссийское общество инвалидов, АНО «Центр социокультурной анимации «Одухотворение», Московский государственный институт культуры (МГИК), Российская государственная специализированная академия искусств (РГСАИ) и ряд других организаций. Они объединили усилия, чтобы с помощью социально-культурной и творческой реабилитации людей с инвалидностью сформировать в стране инклюзивное культурное пространство.
Мозговой штурм
Первый день работы симпозиума прошел в конференц-зале мэрии Москвы на Новом Арбате. Здесь состоялось пленарное заседание и две дискуссионные площадки – «Проектирование инклюзивной культурной среды» и «Эффективные российские практики социально-культурной реабилитации инвалидов: проблемы и перспективы».
Открывая обсуждение, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности МГИКа Николай Ярошенко подчеркнул: «Мы стали свидетелями того, как за последние несколько лет в российском обществе изменилось отношение к инвалидам. Как отметил несколько дней назад Владимир Путин, «это отношение становится более зрелым, гуманным, неравнодушным. Представители власти на всех уровнях должны видеть за цифрами программ и планов проблемы конкретных людей, нуждающихся в поддержке». Эти слова – призыв к действию. Наш симпозиум должен внести свою лепту в решение задач, поставленных Президентом Российской Федерации».
С приветственным словом к участникам симпозиума обратился председатель ВОИ, депутат Государственной Думы ФС РФ Михаил Терентьев. Напомнив, что на протяжении десятилетий Всероссийское общество инвалидов поддерживает развитие социокультурной реабилитации, он отметил: «Надеюсь, что Министерство культуры и те учебные заведения, которые занимаются развитием культуры в России, обратят внимание на то, что человек с инвалидностью может очень многое сделать для развития и просвещения нашего общества».
Как сообщила советник министра культуры, первый проректор РГСАИ Елена Благирева, в последние годы Правительство России немало делает для обеспечения доступности культуры для людей с инвалидностью. «В 2016 году Минкульт совместно с Минтрудом разработал модельную программу социокультурной реабилитации инвалидов. Сейчас она проходит апробацию в Свердловской области и Пермском крае, а с 1 января 2019 года будет внедрена на всей территории страны».
Но вот вице-президент Всероссийского общества глухих, директор Театра мимики и жеста Николай Чаушьян сразу обозначил проблемы: он считает, что российские театры сегодня совершенно недоступны для инвалидов по слуху. «В стране есть только один доступный театр – наш Театр мимики и жеста, где спектакли идут на жестовом языке. Но мы не можем охватить всех! В Москве мы работаем не только с инвалидами по слуху, но и с детьми из детдомов, многодетными и малообеспеченными семьями, причем делаем это абсолютно бесплатно. Неоднократно обращались за поддержкой в Правительство Москвы, но пока понимания не находим. Еще одна проблема – в ВОГ не хватает кадров для самодеятельных коллективов. Нужно создавать специальные курсы, которые готовили бы таких специалистов из числа инвалидов по слуху».
Представляющий на симпозиуме научное сообщество, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Московского городского психолого-педагогического университета Алексей Шеманов в своем выступлении задался вопросом: «Как можно совместить принципы инклюзии и реабилитации?». Ответ оказался непростым. «Под инклюзией понимают различные способы и пути, обеспечивающие полноценное участие всех членов общества в его жизни. Ни медицинская реабилитация, ни хорошо организованная социальная помощь не приведут к включению человека в общество, если само оно не изменится. Общество должно научиться видеть в разнообразии ресурс, а не помеху для своего развития»,– утверждает профессор.
В ходе работы дискуссионных площадок теоретические вопросы были развиты в выступлениях других участников симпозиума. Ярче всего это удалось руководителю регионального отделения Межрегиональной общественной организации «Равные возможности» и Интегрированного театра-студии «Круг 2» Андрею Афонину. «Я назвал свое выступление «Исцеление театральной близостью»,– подчеркнул он,– потому что в слове «исцеление» есть намек на целостность, которую мы понимаем как автономность, интегрированность. Театральная деятельность учит человека быть продуктивным, активным и ответственным не только на сцене, но и в социуме. Ее результат может стать произведением искусства, только если он обладает ценностью в глазах другого человека, зрителя. Давая возможность высказаться человеку с особенностями развития, мы можем услышать то, чего никто другой не сможет сказать. В этом есть серьезный момент инклюзии. На мой взгляд, инклюзивным можно назвать только то общество, которое признает за каждым право на создание ценностей культуры».
А чуть позже, в ходе оживленного обсуждения выступления Натальи Ладочкиной из Орехово-Зуева «Театр – как лекарство: арт-терапия в помощь людям с ментальными особенностями» Андрей Афонин напомнил собравшимся, чем арт-терапия отличается от социокультурной работы. Думаю, что это уточнение будет в новинку многим нашим читателям.
«Классическая арт-терапия совершенно не похожа на то, чем занимается большинство присутствующих, поскольку она не предполагает создания произведения искусства. В ней важен процесс, а не результат».
Впрочем, большинство докладчиков, не углубляясь в теоретические бездны, стремились рассказать собравшимся о собственном опыте использования различных социокультурных практик в работе с людьми, имеющими разные формы инвалидности. При этом многие выступавшие подчеркивали связь социокультурной работы с жизнью.
Евгения Хилькевич рассказала о работе Федерального ресурсного центра МГППУ по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), который открылся 15 апреля 2016 года в Москве. «Наша конечная цель, – отметила докладчик, – консолидация всех организаций из систем образования, культуры, спорта, занимающихся проблемой аутизма. Одно из новых направлений работы центра – социокультурная интеграция детей с РАС. Она создает наилучшие условия реабилитации вне образовательных учреждений. Ведь первичный дефицит ребенка с аутизмом – это дефицит социальных навыков, социального общения, потребность в социальном опыте». Евгения Хилькевич призвала активно пользоваться всеми ресурсами Центра, размещенными на сайте www.autism-frc.ru, в том числе – интерактивной картой организаций, работающих с РАС.
Старший научный сотрудник ГМИИ имени А.С. Пушкина Мария Дрезнина работает арт-терапевтом более 12 лет. Рассказывая о своих занятиях, она подчеркивает: «Кроме собственно знакомства с миром искусства, ребята очень многое узнают. Они учатся распознавать и выражать эмоции. Это очень важно для жизни».
Председатель Кемеровской областной организации ВОИ Валентина Шмакова особо подчеркнула, как важно найти взаимопонимание с местными властями. «Если раньше мы тщательно готовили каждое мероприятие, то сейчас большая их часть организуется на уровне администрации области. Мы этому рады. На мой взгляд, основная задача общественной организации – проявлять инициативу и предлагать решения в пользу инвалидов. В то же время, нужно отходить от отношения к инвалиду как к человеку, который нуждается только в опеке. Многие люди в ходе социокультурных мероприятий находят смысл жизни. Знаю одну девушку, которая после травмы 5 лет пролежала лицом к стене. Мы вытащили ее на конкурс красоты. В конце вечера ко мне подошел ее отец и сказал: «Впервые за много лет я увидел, как улыбаются мои жена и дочь»… После этого хочется работать дальше!».
О том, как социокультурная работа, организованная в Татарской республиканской организации ВОИ, помогла развитию его собственного творчества, рассказал автор-исполнитель и журналист из Казани Владимир Гаранин: «ТРО ВОИ помогло мне выпустить музыкальный альбом авторских песен. Я участвовал в десятках творческих конкурсов, как автор-исполнитель стал лауреатом Международной премии «Филантроп». В любых городах есть творческие центры, клубы, профилактории, которые постоянно проводят музыкальные вечера, в том числе и на возмездной основе. Если удается зарекомендовать себя – выступления будут постоянными. У меня сейчас выступления расписаны на месяц-два вперед, до 10 в месяц. Так что это хобби стало приносить и доход».
Была затронута и тема социокультурной работы со студентами-инвалидами. Доцент кафедры теории и истории литературы Елецкого госуниверситета имени И.А. Бунина Светлана Ломакина рассказала, как филологическое образование позволяет инвалиду реализовать себя – от организации досуга до создания собственных произведений. «Наши выпускники успешно работают над созданием сценариев по самым разным направлениям, включая квесты. Отделам культуры нужны люди, которые умеют это делать. Некоторые идут работать в библиотеки. Даже если у человека проблемы с речью – он подбирает материал по запросам читателей, разрабатывает выставки, работает над рекламой новинок. Одна из наших студенток, колясочница, как раз работает в библиотеке и чувствует себя на своем месте. Еще один вариант трудоустройства – работа в центрах подготовки абитуриентов к сдаче ЕГЭ и ОГЭ».
Доктор педагогических наук, председатель Федерального учебно-методического объединения «Культуроведение и социокультурные проекты» Елена Стрельцова выступила с обзором опыта организации инклюзивного образования в вузах. «Лидеры здесь уже определились, – отметила она.– Это РГСАИ, МГППУ и МГТУ имени Н.Э. Баумана. Но многие вузы делают лишь первые шаги в этом направлении».
Но председатель Наблюдательного совета Национальной ассоциации ранней помощи семье и детям Анатолий Рабинович перевел разговор от общего к конкретике: «Я как папа ребенка с синдромом Дауна хотел бы уточнить: есть ли в России хоть один творческий институт, который был бы нацелен на обучение людей с ментальной инвалидностью?». В ответ Е. Стрельцова заметила, что подобное обучение может вестись только по адаптированным программам...
В ряде творческих вузов Запада действительно учатся люди с ментальной инвалидностью, в том числе – и с синдромом Дауна. Да, по адаптированным программам, да, с поддержкой сотрудников социальных служб. Результаты, достигнутые целым рядом творческих организаций в работе именно с этой категорией инвалидов, показывают: то, что делают на сцене или за мольбертом талантливые люди с ментальными нарушениями, может быть интересно не только узкому кругу их близких и друзей.
От театра до эбру
Как научить человека творить? Этот вопрос стал основным во второй день работы симпозиума, прошедший в Российской государственной специализированной академии искусств. Приветствуя его участников, ректор академии Александр Якупов остановился на проблемах профессиональной реабилитации инвалидов средствами искусства. Он особо подчеркнул, что вокруг этого понятия немало спекуляций. «Многим кажется: стоит инвалиду соприкоснуться с миром искусства – и сразу его жизнь будет счастливой и прекрасной. Конечно же, это не так. Мы понимаем профессиональную реабилитацию как оснащение нашего выпускника дополнительными инструментами, которые компенсируют его инвалидность. Опыт показывает: успешно трудоустраиваются только те наши выпускники, которые в искусстве добиваются большего результата, чем среднестатистический музыкант, художник, актер без проблем со здоровьем».
Как это происходит на практике, участники симпозиума смогли узнать на многочисленных семинарах и мастер-классах. Несколько занятий было посвящено театральной сфере, приемам подготовки профессиональных певцов, мастер-классу по станковой живописи.
Руководитель Театра безграничных возможностей «Жест» (Великий Новгород) Надежда Назарова показала тренинги, которые использует в работе со своими самодеятельными артистами. «Своим ученикам я говорю: «Мы можем всё!» – лукаво улыбнулась она, ободряя добровольцев, которые вызвались сыграть роль «артистов».– И я не вру, поскольку ничего не говорю о качестве. Не думайте о нем и вы!». Следуя ее совету, солидные люди расслабились и не только с успехом прошли все тренинги, но и изрядно повеселили тех, кто наблюдал за происходящим со стороны.
Руководитель танцевального ансамбля «Solo Dance Studio» (Воронеж) Николай Соловьев провел творческую мастерскую по песочной анимации, педагог-психолог из Саратова Татьяна Умнова учила всех желающих лепить саратовскую глиняную игрушку, а магистрант МГИКа Асан Эдип (Турция) – создавать картины в технике эбру (живопись по воде).
Многие годы в Костромской области активно развивает направление социокультурной реабилитации заместитель председателя Костромской областной организации ВОИ Максим Смирнов. «Я очень благодарен организаторам за проделанную работу, – отметил он.– Мы обменялись опытом, узнали много полезного. И самое главное – появились новые друзья, с которыми теперь будем общаться. Надеюсь, что такие симпозиумы будут проводиться ежегодно, и у нас появятся возможность представить здесь то, чему мы научились».
Итог этого дня подвел Владимир Гаранин: «Казалось бы, говорилось о разных вещах, но мне, барду, все пригодилось! Скажем, игровые моменты могут украсить текстовые подводки между исполнением песен, рисование песком – хороший графический элемент при подготовке клипа на ту или иную песню. Думаю, и остальным участникам все эти «смежные» темы и мастер-классы помогут улучшить и облагородить повседневную работу».
Зачем инклюзия музеям?
Третий день симпозиума был посвящен вопросам доступности музейного пространства. Его площадкой стал Музей русского импрессионизма – один из самых новых, открывшийся всего полтора года назад. На круглом столе «Барьеры на пути к инклюзии» участники симпозиума познакомились с разнообразными практиками ведущих музеев Москвы по работе с людьми с инвалидностью.
Сегодня в Музее русского импрессионизма используются тактильные макеты, проводятся экскурсии на жестовом языке, тренинги персонала. Для людей с ментальной инвалидностью и аутизмом можно выбирать оптимальное время посещения, варьировать освещенность залов. Куратор отдела инклюзивных проектов музея Владимир Степанов отметил, что вся эта работа ведется в диалоге с аудиторией.
Затем эстафета перешла к представителям других музеев. Директор по проектам Российского комитета Международного совета музеев Динара Халикова рассказала о проекте «Инклюзивный музей», который стартовал в мае 2017 года по инициативе Российского комитета Международного совета музеев и инклюзивного социального проекта «Колесо Обозрения». За полгода работы созданы серии видеороликов и буклетов; проводятся вебинары с участием сотрудников музеев, которые уже работают с инвалидами, и специалистов профильных организаций; учрежден конкурс инклюзивных музейных проектов по работе с детьми. Завершающим этапом работы в 2017 году стала акция «Музей для всех! День инклюзии», которая прошла 2 декабря. В афише было 250 мероприятий самых разных музеев из 64 регионов страны. По подсчетам организаторов, в них приняло участие около 10 тысяч посетителей.
Рассказала директор и о трудностях, с которыми столкнулись сотрудники проекта «Инклюзивный музей». Один из главных барьеров – доминирующее в обществе мнение, что инклюзия – это благородное дело, но оно требует больших затрат. Д. Халикова убеждена: «создавать условия, в которых каждый живет достойно, – обязанность общества и государства. Это – единственно верный подход, который предполагает, что мы уважительно относимся друг к другу».
С немалыми сложностями сталкиваются в своей работе и сотрудники Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. О них рассказали руководитель рабочей группы «Доступный музей» Евгения Киселева и координатор инклюзивных проектов Альбина Джумаева.
Они отметили, что сегодня в музее богатая история работы с инвалидами. Первые опыты показа искусства незрячим людям предпринимались директором Ириной Антоновой еще в 70-е годы. В 90-е среди сотрудников появились люди с инвалидностью. В 2006 году открылся Центр эстетического воспитания детей Мусейон с арт-мастерскими. С августа 2016 года в музее реализуется программа «Доступный музей», призванная объединить все наработки, которые копились на протяжении десятилетий, и сделать их доступными для широкой аудитории.
Иная ситуация в Музее современного искусства «Гараж». «Мы занимаемся инклюзивными мероприятиями недавно, – призналась менеджер инклюзивных программ Галина Новоторцева. – Но быстро накопили большой опыт. Сегодня у нас проходят экскурсии для людей с особенностями интеллектуального развития, для глухих и слабослышащих, сотрудники осваивают основы жестового языка, особенности сопровождения незрячих посетителей. На нашем youtube-канале есть адаптированные лекции Ирины Кулик по истории современного искусства с переводом на жестовый язык и тифлокомментированием отдельных слайдов».
Последний выступающий, помощник советника министра культуры РФ, руководитель отдела по делам инвалидов РГСАИ Данила Смирнов рассказал о «Дорожной карте» по работе с инвалидами, разработанной в Министерстве культуры для подведомственных учреждений. Ее цель – сделать каждое учреждение культуры доступным для всех категорий инвалидов. Для этого создан портал «Единое информационное пространство в сфере культуры» all.culture.ru.
* * *
«Я рада, что у нас создалась такая неравнодушная атмосфера, – подчеркнула, завершая обсуждение, помощник председателя ВОИ Тамара Золотцева. – Хорошо, что вы почувствовали, что наш симпозиум – не обычное мероприятие, а собрание единомышленников. Я поняла, что все действительно получили пользу от общения, от того, что услышали и увидели. Социально-культурная реабилитация – это то направление деятельности, которое востребовано людьми самого разного возраста. Мне понравилось высказывание одного из участников мероприятия: «Культура для нас – это не костыль, а воздух. Но этого воздуха нам не хватает». Им и хочу закончить».
Станет ли больше «воздуха культуры» в нашей стране, не в последнюю очередь зависит и от участников прошедшего форума.
Екатерина ЗОТОВА
Фото Сергея ЦИРКУНОВА
Продолжение темы на с. 4
Этому признанию предшествовали три дня напряженной работы участников симпозиума, съехавшихся в Москву из 20 российских регионов, и слаженных действий его организаторов, среди которых Всероссийское общество инвалидов, АНО «Центр социокультурной анимации «Одухотворение», Московский государственный институт культуры (МГИК), Российская государственная специализированная академия искусств (РГСАИ) и ряд других организаций. Они объединили усилия, чтобы с помощью социально-культурной и творческой реабилитации людей с инвалидностью сформировать в стране инклюзивное культурное пространство.
Мозговой штурм
Первый день работы симпозиума прошел в конференц-зале мэрии Москвы на Новом Арбате. Здесь состоялось пленарное заседание и две дискуссионные площадки – «Проектирование инклюзивной культурной среды» и «Эффективные российские практики социально-культурной реабилитации инвалидов: проблемы и перспективы».
Открывая обсуждение, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности МГИКа Николай Ярошенко подчеркнул: «Мы стали свидетелями того, как за последние несколько лет в российском обществе изменилось отношение к инвалидам. Как отметил несколько дней назад Владимир Путин, «это отношение становится более зрелым, гуманным, неравнодушным. Представители власти на всех уровнях должны видеть за цифрами программ и планов проблемы конкретных людей, нуждающихся в поддержке». Эти слова – призыв к действию. Наш симпозиум должен внести свою лепту в решение задач, поставленных Президентом Российской Федерации».
С приветственным словом к участникам симпозиума обратился председатель ВОИ, депутат Государственной Думы ФС РФ Михаил Терентьев. Напомнив, что на протяжении десятилетий Всероссийское общество инвалидов поддерживает развитие социокультурной реабилитации, он отметил: «Надеюсь, что Министерство культуры и те учебные заведения, которые занимаются развитием культуры в России, обратят внимание на то, что человек с инвалидностью может очень многое сделать для развития и просвещения нашего общества».
Как сообщила советник министра культуры, первый проректор РГСАИ Елена Благирева, в последние годы Правительство России немало делает для обеспечения доступности культуры для людей с инвалидностью. «В 2016 году Минкульт совместно с Минтрудом разработал модельную программу социокультурной реабилитации инвалидов. Сейчас она проходит апробацию в Свердловской области и Пермском крае, а с 1 января 2019 года будет внедрена на всей территории страны».
Но вот вице-президент Всероссийского общества глухих, директор Театра мимики и жеста Николай Чаушьян сразу обозначил проблемы: он считает, что российские театры сегодня совершенно недоступны для инвалидов по слуху. «В стране есть только один доступный театр – наш Театр мимики и жеста, где спектакли идут на жестовом языке. Но мы не можем охватить всех! В Москве мы работаем не только с инвалидами по слуху, но и с детьми из детдомов, многодетными и малообеспеченными семьями, причем делаем это абсолютно бесплатно. Неоднократно обращались за поддержкой в Правительство Москвы, но пока понимания не находим. Еще одна проблема – в ВОГ не хватает кадров для самодеятельных коллективов. Нужно создавать специальные курсы, которые готовили бы таких специалистов из числа инвалидов по слуху».
Представляющий на симпозиуме научное сообщество, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Московского городского психолого-педагогического университета Алексей Шеманов в своем выступлении задался вопросом: «Как можно совместить принципы инклюзии и реабилитации?». Ответ оказался непростым. «Под инклюзией понимают различные способы и пути, обеспечивающие полноценное участие всех членов общества в его жизни. Ни медицинская реабилитация, ни хорошо организованная социальная помощь не приведут к включению человека в общество, если само оно не изменится. Общество должно научиться видеть в разнообразии ресурс, а не помеху для своего развития»,– утверждает профессор.
В ходе работы дискуссионных площадок теоретические вопросы были развиты в выступлениях других участников симпозиума. Ярче всего это удалось руководителю регионального отделения Межрегиональной общественной организации «Равные возможности» и Интегрированного театра-студии «Круг 2» Андрею Афонину. «Я назвал свое выступление «Исцеление театральной близостью»,– подчеркнул он,– потому что в слове «исцеление» есть намек на целостность, которую мы понимаем как автономность, интегрированность. Театральная деятельность учит человека быть продуктивным, активным и ответственным не только на сцене, но и в социуме. Ее результат может стать произведением искусства, только если он обладает ценностью в глазах другого человека, зрителя. Давая возможность высказаться человеку с особенностями развития, мы можем услышать то, чего никто другой не сможет сказать. В этом есть серьезный момент инклюзии. На мой взгляд, инклюзивным можно назвать только то общество, которое признает за каждым право на создание ценностей культуры».
А чуть позже, в ходе оживленного обсуждения выступления Натальи Ладочкиной из Орехово-Зуева «Театр – как лекарство: арт-терапия в помощь людям с ментальными особенностями» Андрей Афонин напомнил собравшимся, чем арт-терапия отличается от социокультурной работы. Думаю, что это уточнение будет в новинку многим нашим читателям.
«Классическая арт-терапия совершенно не похожа на то, чем занимается большинство присутствующих, поскольку она не предполагает создания произведения искусства. В ней важен процесс, а не результат».
Впрочем, большинство докладчиков, не углубляясь в теоретические бездны, стремились рассказать собравшимся о собственном опыте использования различных социокультурных практик в работе с людьми, имеющими разные формы инвалидности. При этом многие выступавшие подчеркивали связь социокультурной работы с жизнью.
Евгения Хилькевич рассказала о работе Федерального ресурсного центра МГППУ по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), который открылся 15 апреля 2016 года в Москве. «Наша конечная цель, – отметила докладчик, – консолидация всех организаций из систем образования, культуры, спорта, занимающихся проблемой аутизма. Одно из новых направлений работы центра – социокультурная интеграция детей с РАС. Она создает наилучшие условия реабилитации вне образовательных учреждений. Ведь первичный дефицит ребенка с аутизмом – это дефицит социальных навыков, социального общения, потребность в социальном опыте». Евгения Хилькевич призвала активно пользоваться всеми ресурсами Центра, размещенными на сайте www.autism-frc.ru, в том числе – интерактивной картой организаций, работающих с РАС.
Старший научный сотрудник ГМИИ имени А.С. Пушкина Мария Дрезнина работает арт-терапевтом более 12 лет. Рассказывая о своих занятиях, она подчеркивает: «Кроме собственно знакомства с миром искусства, ребята очень многое узнают. Они учатся распознавать и выражать эмоции. Это очень важно для жизни».
Председатель Кемеровской областной организации ВОИ Валентина Шмакова особо подчеркнула, как важно найти взаимопонимание с местными властями. «Если раньше мы тщательно готовили каждое мероприятие, то сейчас большая их часть организуется на уровне администрации области. Мы этому рады. На мой взгляд, основная задача общественной организации – проявлять инициативу и предлагать решения в пользу инвалидов. В то же время, нужно отходить от отношения к инвалиду как к человеку, который нуждается только в опеке. Многие люди в ходе социокультурных мероприятий находят смысл жизни. Знаю одну девушку, которая после травмы 5 лет пролежала лицом к стене. Мы вытащили ее на конкурс красоты. В конце вечера ко мне подошел ее отец и сказал: «Впервые за много лет я увидел, как улыбаются мои жена и дочь»… После этого хочется работать дальше!».
О том, как социокультурная работа, организованная в Татарской республиканской организации ВОИ, помогла развитию его собственного творчества, рассказал автор-исполнитель и журналист из Казани Владимир Гаранин: «ТРО ВОИ помогло мне выпустить музыкальный альбом авторских песен. Я участвовал в десятках творческих конкурсов, как автор-исполнитель стал лауреатом Международной премии «Филантроп». В любых городах есть творческие центры, клубы, профилактории, которые постоянно проводят музыкальные вечера, в том числе и на возмездной основе. Если удается зарекомендовать себя – выступления будут постоянными. У меня сейчас выступления расписаны на месяц-два вперед, до 10 в месяц. Так что это хобби стало приносить и доход».
Была затронута и тема социокультурной работы со студентами-инвалидами. Доцент кафедры теории и истории литературы Елецкого госуниверситета имени И.А. Бунина Светлана Ломакина рассказала, как филологическое образование позволяет инвалиду реализовать себя – от организации досуга до создания собственных произведений. «Наши выпускники успешно работают над созданием сценариев по самым разным направлениям, включая квесты. Отделам культуры нужны люди, которые умеют это делать. Некоторые идут работать в библиотеки. Даже если у человека проблемы с речью – он подбирает материал по запросам читателей, разрабатывает выставки, работает над рекламой новинок. Одна из наших студенток, колясочница, как раз работает в библиотеке и чувствует себя на своем месте. Еще один вариант трудоустройства – работа в центрах подготовки абитуриентов к сдаче ЕГЭ и ОГЭ».
Доктор педагогических наук, председатель Федерального учебно-методического объединения «Культуроведение и социокультурные проекты» Елена Стрельцова выступила с обзором опыта организации инклюзивного образования в вузах. «Лидеры здесь уже определились, – отметила она.– Это РГСАИ, МГППУ и МГТУ имени Н.Э. Баумана. Но многие вузы делают лишь первые шаги в этом направлении».
Но председатель Наблюдательного совета Национальной ассоциации ранней помощи семье и детям Анатолий Рабинович перевел разговор от общего к конкретике: «Я как папа ребенка с синдромом Дауна хотел бы уточнить: есть ли в России хоть один творческий институт, который был бы нацелен на обучение людей с ментальной инвалидностью?». В ответ Е. Стрельцова заметила, что подобное обучение может вестись только по адаптированным программам...
В ряде творческих вузов Запада действительно учатся люди с ментальной инвалидностью, в том числе – и с синдромом Дауна. Да, по адаптированным программам, да, с поддержкой сотрудников социальных служб. Результаты, достигнутые целым рядом творческих организаций в работе именно с этой категорией инвалидов, показывают: то, что делают на сцене или за мольбертом талантливые люди с ментальными нарушениями, может быть интересно не только узкому кругу их близких и друзей.
От театра до эбру
Как научить человека творить? Этот вопрос стал основным во второй день работы симпозиума, прошедший в Российской государственной специализированной академии искусств. Приветствуя его участников, ректор академии Александр Якупов остановился на проблемах профессиональной реабилитации инвалидов средствами искусства. Он особо подчеркнул, что вокруг этого понятия немало спекуляций. «Многим кажется: стоит инвалиду соприкоснуться с миром искусства – и сразу его жизнь будет счастливой и прекрасной. Конечно же, это не так. Мы понимаем профессиональную реабилитацию как оснащение нашего выпускника дополнительными инструментами, которые компенсируют его инвалидность. Опыт показывает: успешно трудоустраиваются только те наши выпускники, которые в искусстве добиваются большего результата, чем среднестатистический музыкант, художник, актер без проблем со здоровьем».
Как это происходит на практике, участники симпозиума смогли узнать на многочисленных семинарах и мастер-классах. Несколько занятий было посвящено театральной сфере, приемам подготовки профессиональных певцов, мастер-классу по станковой живописи.
Руководитель Театра безграничных возможностей «Жест» (Великий Новгород) Надежда Назарова показала тренинги, которые использует в работе со своими самодеятельными артистами. «Своим ученикам я говорю: «Мы можем всё!» – лукаво улыбнулась она, ободряя добровольцев, которые вызвались сыграть роль «артистов».– И я не вру, поскольку ничего не говорю о качестве. Не думайте о нем и вы!». Следуя ее совету, солидные люди расслабились и не только с успехом прошли все тренинги, но и изрядно повеселили тех, кто наблюдал за происходящим со стороны.
Руководитель танцевального ансамбля «Solo Dance Studio» (Воронеж) Николай Соловьев провел творческую мастерскую по песочной анимации, педагог-психолог из Саратова Татьяна Умнова учила всех желающих лепить саратовскую глиняную игрушку, а магистрант МГИКа Асан Эдип (Турция) – создавать картины в технике эбру (живопись по воде).
Многие годы в Костромской области активно развивает направление социокультурной реабилитации заместитель председателя Костромской областной организации ВОИ Максим Смирнов. «Я очень благодарен организаторам за проделанную работу, – отметил он.– Мы обменялись опытом, узнали много полезного. И самое главное – появились новые друзья, с которыми теперь будем общаться. Надеюсь, что такие симпозиумы будут проводиться ежегодно, и у нас появятся возможность представить здесь то, чему мы научились».
Итог этого дня подвел Владимир Гаранин: «Казалось бы, говорилось о разных вещах, но мне, барду, все пригодилось! Скажем, игровые моменты могут украсить текстовые подводки между исполнением песен, рисование песком – хороший графический элемент при подготовке клипа на ту или иную песню. Думаю, и остальным участникам все эти «смежные» темы и мастер-классы помогут улучшить и облагородить повседневную работу».
Зачем инклюзия музеям?
Третий день симпозиума был посвящен вопросам доступности музейного пространства. Его площадкой стал Музей русского импрессионизма – один из самых новых, открывшийся всего полтора года назад. На круглом столе «Барьеры на пути к инклюзии» участники симпозиума познакомились с разнообразными практиками ведущих музеев Москвы по работе с людьми с инвалидностью.
Сегодня в Музее русского импрессионизма используются тактильные макеты, проводятся экскурсии на жестовом языке, тренинги персонала. Для людей с ментальной инвалидностью и аутизмом можно выбирать оптимальное время посещения, варьировать освещенность залов. Куратор отдела инклюзивных проектов музея Владимир Степанов отметил, что вся эта работа ведется в диалоге с аудиторией.
Затем эстафета перешла к представителям других музеев. Директор по проектам Российского комитета Международного совета музеев Динара Халикова рассказала о проекте «Инклюзивный музей», который стартовал в мае 2017 года по инициативе Российского комитета Международного совета музеев и инклюзивного социального проекта «Колесо Обозрения». За полгода работы созданы серии видеороликов и буклетов; проводятся вебинары с участием сотрудников музеев, которые уже работают с инвалидами, и специалистов профильных организаций; учрежден конкурс инклюзивных музейных проектов по работе с детьми. Завершающим этапом работы в 2017 году стала акция «Музей для всех! День инклюзии», которая прошла 2 декабря. В афише было 250 мероприятий самых разных музеев из 64 регионов страны. По подсчетам организаторов, в них приняло участие около 10 тысяч посетителей.
Рассказала директор и о трудностях, с которыми столкнулись сотрудники проекта «Инклюзивный музей». Один из главных барьеров – доминирующее в обществе мнение, что инклюзия – это благородное дело, но оно требует больших затрат. Д. Халикова убеждена: «создавать условия, в которых каждый живет достойно, – обязанность общества и государства. Это – единственно верный подход, который предполагает, что мы уважительно относимся друг к другу».
С немалыми сложностями сталкиваются в своей работе и сотрудники Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. О них рассказали руководитель рабочей группы «Доступный музей» Евгения Киселева и координатор инклюзивных проектов Альбина Джумаева.
Они отметили, что сегодня в музее богатая история работы с инвалидами. Первые опыты показа искусства незрячим людям предпринимались директором Ириной Антоновой еще в 70-е годы. В 90-е среди сотрудников появились люди с инвалидностью. В 2006 году открылся Центр эстетического воспитания детей Мусейон с арт-мастерскими. С августа 2016 года в музее реализуется программа «Доступный музей», призванная объединить все наработки, которые копились на протяжении десятилетий, и сделать их доступными для широкой аудитории.
Иная ситуация в Музее современного искусства «Гараж». «Мы занимаемся инклюзивными мероприятиями недавно, – призналась менеджер инклюзивных программ Галина Новоторцева. – Но быстро накопили большой опыт. Сегодня у нас проходят экскурсии для людей с особенностями интеллектуального развития, для глухих и слабослышащих, сотрудники осваивают основы жестового языка, особенности сопровождения незрячих посетителей. На нашем youtube-канале есть адаптированные лекции Ирины Кулик по истории современного искусства с переводом на жестовый язык и тифлокомментированием отдельных слайдов».
Последний выступающий, помощник советника министра культуры РФ, руководитель отдела по делам инвалидов РГСАИ Данила Смирнов рассказал о «Дорожной карте» по работе с инвалидами, разработанной в Министерстве культуры для подведомственных учреждений. Ее цель – сделать каждое учреждение культуры доступным для всех категорий инвалидов. Для этого создан портал «Единое информационное пространство в сфере культуры» all.culture.ru.
* * *
«Я рада, что у нас создалась такая неравнодушная атмосфера, – подчеркнула, завершая обсуждение, помощник председателя ВОИ Тамара Золотцева. – Хорошо, что вы почувствовали, что наш симпозиум – не обычное мероприятие, а собрание единомышленников. Я поняла, что все действительно получили пользу от общения, от того, что услышали и увидели. Социально-культурная реабилитация – это то направление деятельности, которое востребовано людьми самого разного возраста. Мне понравилось высказывание одного из участников мероприятия: «Культура для нас – это не костыль, а воздух. Но этого воздуха нам не хватает». Им и хочу закончить».
Станет ли больше «воздуха культуры» в нашей стране, не в последнюю очередь зависит и от участников прошедшего форума.
Екатерина ЗОТОВА
Фото Сергея ЦИРКУНОВА
Продолжение темы на с. 4
29 января 2018