ТАНЕЦ МЕНЯЕТ ЖИЗНЬ
Возможно, кому-то эти слова покажутся преувеличением. Однако каждый, кто попал в конце октября на V Международный благотворительный танцевальный фестиваль Inclusive Dance, сооргонизатором которого было Всероссийское общество инвалидов, убедился, что это действительно так! Танцевальный марафон продолжался четыре дня. Как отметил председатель Оргкомитета фестиваля, директор Центра социокультурной анимации «Одухотворение» Леонид Тарасов, «форум объединил события разного формата. Это и инклюзивный бал, и соревнования, и мастер-классы, и танцевальное шоу. Кроме того, в этом году мы впервые включили в программу пластические спектакли. Они дают танцорам возможность непосредственного контакта со зрителем через художественный образ, который создается на сцене, и таким образом помогают сделать еще один шаг навстречу обществу».
В ритме бала
Фестиваль открылся инклюзивным балом «Moscow Evenings», который прошел в Таврическом зале Большого дворца усадьбы «Царицыно». Количество участников «Inclusive Dance» в этом году оказалось столь велико, что даже просторные дворцовые залы оказались тесными.
Открывая бал, Леонид Тарасов особо поблагодарил руководство и сотрудников музея-заповедника «Царицыно» за возможность провести в таком замечательном месте несколько мероприятий фестиваля. В сверкающих позолотой интерьерах дворца всё было, как на самом настоящем балу.
Элегантные кавалеры держались подчеркнуто вежливо и предупредительно, дамы в пышных платьях были ослепительно хороши. Танцмейстеры Сергей Луцковский и Наталья Данилова уверенно вели вереницы пар то в чинном полонезе, то в чувственном вальсе, то в озорном котильоне. А в перерывах между танцами коллективы получали памятные подарки и свои первые (но для многих далеко не последние!) дипломы и призы за победу в заочном туре конкурса. Всех в этот вечер закружила атмосфера радостной лёгкости и уверенности в собственных силах. Такой настрой был очень важен, ведь впереди участников фестиваля ждали серьезные соревнования…
Танцевальные баталии
На следующий день в Казаковском зале дворца прошел Большой Кубок «Inclusive Dance» среди инклюзивных пар. Несмотря на название, в этом состязании разыгрывалось несколько равноценных комплектов наград. В категориях «спортивный бальный танец» и «танцевальная импровизация» состязалось 76 пар. Участники были разбиты на группы в зависимости от возраста и уровня подготовки, однако борьба на паркете все равно развернулась нешуточная. Выступления оценивало строгое международное жюри, в которое вошли ведущие специалисты Европы в области инклюзивного танца – Корри ван Хагтен (Нидерланды), Ханна Занин (Австрия), Реймонд Булпитт (Великобритания), Пиппа Робертс (Мальта), Александр Шабловский (Беларусь) и Мария Корнеева (Россия). Возглавил жюри Леонид Тарасов.
Одновременно на танцпол выходило 4–6 пар. Рядом выполняли конкурсное задание люди с синдромом Дауна и последствиями ДЦП, те, кто танцует на коляске и те, кто делает это стоя. Участники соревнований в категории «танцевальная импровизация» вплетали в свои выступления не только элементы классических бальных танцев и народные мотивы, но и зажигательный брейк. Чувствовалось, что многие, начав танцевать, забывали о соперниках и просто «ловили кайф» от происходящего. А зрители овацией и громкими возгласами поддерживали всех конкурсантов, не деля их на «своих» и «чужих».
Кемеровскую область представляли члены танцевального коллектива «Интеграл», созданного при поддержке депутата областного совета, председателя Кемеровской организации ВОИ Валентины Шмаковой. По итогам состязаний инклюзивная пара Анастасия Скулдицкая и Валерий Сурков из Междуреченска стали победителями в номинации «бальный танец». Также от Кузбасса выступили танцевальные пары — Валерия Ермакова и Вячеслав Новицкий из Белова, Наталья Гниденко и Александр Третьяков из Новокузнецка.
«Нам очень понравилось во дворце. Здесь так красиво! – поделилась своими впечатлениями в перерывах между выходами на паркет Соня Празднова из белорусского дуэта «Magic girls». – Вообще на соревнованиях очень весело и интересно». Вместе со своей партнершей Соней Бренько она – неоднократный лауреат фестиваля «Inclusive Dance». Вот и в этом году девушки стали лауреатами 1 степени. А соревнования в рамках Большого кубка принесли им «серебро» и «бронзу» в категории «спортивный бальный танец» – за европейскую и латиноамериканскую программу.
Еще один участник фестиваля, юный Илья Гладкий из Череповца, занимается танцами уже больше 5 лет. На первом фестивале многим запомнился его танец юного ковбоя. С тех пор мальчик неоднократно становился лауреатом в составе ансамбля «Ступени». А в этом году поднялся еще на одну ступеньку, став победителем Большого кубка «Inclusive Dance» в номинации «Танцевальная импровизация» среди детей.
Судьба Ильи – хороший пример для тех, кто приехал на фестиваль впервые. Маленькому Вите из коллектива «Дети XXI века» Заднепровской районной организации ВОИ Смоленской области всего 7 лет, но он занимается танцами уже два года. Его мама уверена: благодаря занятиям, год назад мальчик начал ходить на канадках. Живой и улыбчивый, он интересовался всем, что происходило вокруг. Но танцевать на балу все-таки предпочел у мамы на руках…
А на пятки ветеранам вовсю наступали новички. Впервые приехала на фестиваль студия инклюзивного танца «Бродвей-кидс» из Ижевска – и сразу две пары из этого коллектива стали финалистами Большого кубка. Ольга Шкляева привлекла внимание широкой улыбкой, которая не сходила с ее лица. Танцами она занимается меньше года, но быстро вошла во вкус. «Я пришла в танец, чтобы научиться чему-то новому, развить себя. Это же так интересно! Тем более что у меня самая лучшая, самая энергичная партнерша!». Как рассказала руководитель ансамбля Жанна Дмитриева, партнерша Ольги – экстравагантная Асия – пришла в студию три года назад. «Это – мой первый волонтер! А сейчас она уже – хореограф-постановщик инклюзивных номеров».
Добрался до финала и дебютант соревнований Дамир Темирбулатов, участник группы «Вдохновение» из Саратова. Надо было видеть, с какой страстью кружил он на паркете свою партнершу! «Танцую около полугода, – признался он, – а до этого 10 лет играл в волейбол сидя. Как видите, дошел до финала. Мне еще многому предстоит научиться. Это только кажется, что танцевать легко, на самом деле это – труд, труд и еще раз труд. Нужно оттачивать мастерство, тогда будут и победы!».
Словно угадав его желание, организаторы фестиваля включили в программу второго дня не только соревнования, но и мастер-классы именитых европейских хореографов – Ханны Занин и Пиппы Робертс. Праздник танца в Большом дворце Царицыно затянулся до позднего вечера…
На следующее утро фестиваль плавно переместился в Московский международный Дом музыки. Здесь прошли состязания Большого кубка среди команд, в которых нашли своих обладателей еще 15 комплектов наград. На сцене Театрального зала, где для удобства участников даже убрали первые ряды кресел, ансамбли и пары соревновались в исполнении народных, бальных, эстрадных и современных танцев.
Танец как стимул инклюзии
А вечером там же были показаны два инклюзивных пластических спектакля. Это событие фестиваля прошло в рамках нового проекта Комитета общественных связей города Москвы «Open Social Art». Посмотреть постановки пришли не только участники фестиваля, но и москвичи, интересующиеся современным танцем.
Среди зрителей была и член Общественной палаты России Елена Тополева-Солдунова. Приветствуя собравшихся, она отметила: «В последние годы в России много говорят об инклюзии. Природа танца такова, что, если человек полностью отдается движению, музыке, то он выходит за пределы своей личности и сливается с обществом, миром, вселенной. Это – та форма жизнедеятельности, которая позволяет инклюзии проявляться совершенно естественно. Однако за таким результатом стоит колоссальный труд, и мы все об этом знаем. Но сегодня у нас – прежде всего праздник, возможность видеть чудо настоящей инклюзии, инклюзии с большой буквы».
Первыми на сцену вышли артисты творческого союза «СоБытие» из Екатеринбурга. Они показали спектакль руководителя коллектива Андрея Захарова «Подлунные мифы». Пронизанный духом русского конструктивизма начала ХХ века, он рассказывает о мальчике, который ночью заново переживает приключения, о которых днем прочитал в книжке. Избрав для себя достаточно сложную ассоциативную форму, создатели постановки, по сути, говорили об очень простых вещах – о потребности каждого человека в общении, понимании, сопереживании…
Иным путем пошла режиссер спектакля «Минимим», молодой хореограф Центра социокультурной анимации «Одухотворение» (Москва) Екатерина Костюкова. В основу либретто она положила полную драматизма биографию великого французского мима Марселя Марсо. Юношей он пережил Вторую мировую войну, участвовал в движении Сопротивления, потерял родителей. Однако стремление стать артистом, чтобы дарить людям чудо общения на понятном без перевода языке тела, помогло ему вынести испытания… Показ спектакля «Минимим» на фестивале «Inclusive Dance» был премьерным. Дебют оказался успешным, зрители устроили артистам долгую бурную овацию. А Екатерина Костюкова, выйдя на сцену, лично поблагодарила не только каждого артиста, но и их мам, силами которых были созданы декорации и костюмы.
Трамплин в будущее
Для участников итогового гала-концерта фестиваля последний день выдался ничуть не легче предыдущих. Вечернее шоу в Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя должно было пройти на высшем уровне. Ведь зрители, по выражению председателя ВОИ, депутата Госдумы Михаила Терентьева, пришли на концерт, «чтобы зарядиться энергией танца, быть такими же энергичными и веселыми, как танцоры!» А потому детали номеров оттачивались с утра и до самого выхода на сцену.
Концерт открылся номером на песню Rag’n’Bone Man «Human» («Человек») в исполнении танцевального коллектива ЦСА «Одухотворение». Его главный посыл – в любых обстоятельствах люди должны оставаться человечными – стал лейтмотивом всего шоу. О сложности и красоте человеческих взаимоотношений артисты рассказывали на языках самых разных танцевальных стилей. Дуэт Студии современного спортивного танца «Хобби-Шанс» (г. Родники Ивановской области) предложил народный танец, пары из коллективов «Ich bin Ok» (Австрия) и «Отражение» (город Миасс Челябинской области) – классический бальный, театр-студия «Белый воробей» из Новосибирска и театр танца FREEDOM из Красноярска – мастерски разыгранные шуточные сценки, а дуэт «Magic Girls» из Белоруссии – балетный номер на знаменитую мелодию К. Сен-Санса «Лебедь».
Здесь каждый танцевал так, как подсказывал замысел хореографа и собственное чувство. В обновленном составе танцевальной группы «Простор» выступала девушка на электроколяске – Елена Пузанова. Танцоры из Архангельска, у большинства из которых – сложные формы ДЦП, под руководством Ольги Аксеновой показали трогательную композицию «Нити», которая утверждает, что все мы нужны друг другу. Глядя на их выступление, нельзя было не согласиться с председателем правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Мариной Гордеевой. «Танец может изменить сознание и жизнь, – подчеркнула она. – Я хочу пожелать всем, чтобы благодаря фестивалю как можно большее число людей смогло присоединиться к этому движению!».
Усилия организаторов «Inclusive Dance» в этом направлении уже получили высокую оценку. Проведение фестиваля было бы невозможно без поддержки Комитета общественных связей Москвы, Всероссийского общества инвалидов и многих других организаций, в том числе генерального партнера фестиваля компании «Отто БОКК». А в начале концерта начальник отдела интеграционного взаимодействия на пространстве СНГ Федерального агентства Россотрудничество МИДа России Денис Пирогов вручил Леониду Тарасову диплом за развитие международных гуманитарных и общественных связей и образцовую организацию значимых мероприятий в сфере культуры.
Об успехах движения говорят и цифры. В этом году на заочный этап фестиваля было подано 159 заявок от 75 коллективов из 33 регионов России и 8 зарубежных стран. В конкурсе приняло участие 690 человек, что значительно больше, чем в предыдущие годы.
Финальным аккордом фестиваля стало объявление обладателя Гран-при. По решению международного жюри, им стал Коллектив инклюзивного танца «Отражение» из города Миасс Челябинской области. Остальные участники концерта получили кубки и дипломы лауреатов 1 степени.
Как попасть в сказку?
Выходя из сверкающего огнями зала в слякотный московский вечер, зрители мечтали о том, чтобы через год опять встретиться в столице, насладиться творчеством новых интересных коллективов и оригинальными постановками участников фестиваля. А многие наши читатели, возможно, воспримут этот репортаж, как красивую сказку, не имеющую никакого отношения к их собственной жизни. Но так ли это на самом деле?
Разумеется, чтобы попасть в эту «сказку», надо создать коллектив или хотя бы дуэт, в котором танцуют люди с инвалидностью и без нее. Сегодня подобные ансамбли возникают в самых разных организациях. К примеру, нынешний обладатель Гран-при существует в составе муниципального учреждения Центр досуга «Строитель» при активной поддержке Миасской городской организации ВОИ.
Многие коллективы работают в спецшколах и психоневрологических интернатах, при Центрах творчества детей и юношества, в региональных и местных организациях ВОИ. Танцевальная группа «Простор» создана на базе ГБУ Архангельской области «Опорно-экспериментальный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями», а ансамбль «Вдохновение» из Саратова – на базе Центра адаптации и реабилитации для взрослых инвалидов. Так что варианты могут быть самыми разными.
Ну, а если коллектив создан и ему есть, что показать, главное – следить за обновлениями сайта inclusive-dance.ru/ru/ и ждать, когда начнется прием заявок на следующий фестиваль. А еще – активно танцевать. Опыт показывает: нередко вслед за одним ансамблем в регионе появляется другой, за ним – третий… Из далеко не самого крупного и богатого областного центра Киров на последний фестиваль подали заявки 5 коллективов, столько же – из райцентра Череповец Вологодской области, 3 – из Екатеринбурга… Танцевальное движение в России ширится, помогая самым разным людям наполнять свою жизнь яркими, радостными эмоциями.
Екатерина ЗОТОВА
Фото Ивана ЗЕЛИКОВА и организаторов фестиваля