«НОВГОРОДСКОЕ ДИВО» И ДРУГИЕ ОТКРЫТИЯ «ПРОТЕАТРА»
Фестиваль особых театров «Протеатр» – долгосрочный проект, он реализуется с 2000 года и все 16 лет стремится формировать отношение к инвалидам не только как к объектам социальной помощи, но и как к людям, обладающим большим творческим потенциалом, которые представляют ценность для всех членов общества.
Искренность и профессионализм
Основатель фестиваля – региональная общественная организация «Круг» и её председатель, режиссёр интегрированной театральной студии Наталья Попова в течение 27 лет занимаются проектами, направленными на включение детей и молодежи с инвалидностью, а также их семей в культуру и общество. Фестиваль – один из таких проектов.
В 2016 году фестивальная неделя прошла в Москве в Культурном центре ЗИЛ. В основной программе были представлены лучшие образцы особого театрального искусства. В конкурсе видеоверсий фестиваля участвовали 80 театральных коллективов из различных регионов России, на фестиваль были приглашены 12 театров из восьми российских городов, ближнего и дальнего зарубежья, гостями фестиваля стала чешская танцевальная компания «VerTeDance» из Праги.
Участники и гости фестиваля посмотрели шесть спектаклей-лауреатов, их показали коллективы из Екатеринбурга, Москвы, Череповца, Великого Новгорода и Ташкента. А в театральной лаборатории были предложены к обсуждению четыре спектакля, новаторские, небанальные и небесспорные актёрские и режиссерские решения которых вызвали интерес участников дискуссий.
Каждый спектакль основной программы фестиваля начинался оригинальной музыкальной заставкой: классические музыкальные произведения, исполненные ансамблем барабанщиков интегрированной театральной студии «Круг».
Важнейшая часть фестиваля – большая образовательная программа. На этот раз в неё вошли 17 мастер-классов, на которых специалисты из Чехии, Израиля и России поделились своим опытом, а участники фестиваля – актёры и режиссёры особых театров – получили уникальную возможность на профессиональном уровне пообщаться с лучшими театральными педагогами и художественными руководителями театральных трупп Москвы и других городов.
«Мастера сцены – особому театру» – ещё одна часть программы фестиваля. Это был настоящий подарок всем, посетившим встречи с ведущими актёрами кино и театра Александрой Урсуляк, Максимом Сухановым, режиссером Виктором Рыжаковым. Вопросов им было задано много: об отношении к профессии, о месте театра в жизни общества, о том, что более ценно в особом театре: искренность или профессионализм?
Предчувствие театра
Такое событие, как фестиваль особых театров, не может «пройти» или «состояться», оно может только «наступить», чтобы уже никогда не исчезать из душ и мыслей тех, кому удалось, посчастливилось поучаствовать в этом событии. Но к нему нужно подготовиться, очистить для необычных впечатлений своё внутреннее пространство, свои мысли, своё сердце.
Как раз с этой целью в 2016 году впервые в рамках фестиваля была организована выставка «Феномен особого театра в зеркале фестиваля Протеатр», чтобы помочь зрителю чуть изменить угол зрения на себя самого, на окружающие предметы и события, освободиться от стереотипов восприятия.
Часть экспонатов – это факты из истории фестиваля: фотографии спектаклей и актёров, афиши, сборники статей. Другая часть – артобъекты, которые материально воплощают идеи фестиваля. Они созданы известными московскими художниками, тонко чувствующими актуальные темы современного искусства. Выставка делится на ряд тем: от природы к культуре; особый мир, особое восприятие; антропология особого актёра; история фестиваля.
Оказавшись в фойе одного из залов, я бы так и бродила между её необычными экспонатами, если бы не Аня Карзанова, студентка, волонтёр фестиваля. Она взяла меня под опеку и вела от одного экспоната к другому, ненавязчиво поясняя его идею. Возле каждого из них можно было остановиться, подумать... Вот непонятный на первый взгляд артобъект «Круги времени», авторы Ольга Кузнецова и Анастасия Никонова. Это три больших круга, символизирующие будущее, настоящее и прошлое, которые можно вращать относительно друг друга, сделанные на них изображения частей предметов, абстрактных фигур, животных в какой-то момент совмещаются, и ты видишь вполне гармоничное целое. Не правда ли, так бывает – какой-то запах, звук или зрительный образ вдруг проясняют смысл того, что произошло много лет назад, и того, что смутно вырисовывается в будущем, и ты вдруг видишь замысел судьбы.
Замечательный объект «Кокон». Сначала он привлекает внимание своим уютным видом: сплетённый из толстых верёвок низко висящий домик, окружённый горящими маленькими лампочками. Оказывается, он сделан для каждого, кто хочет в нём согреться, отрешиться от внешнего мира, вернуться в состояние «предрождения», когда ещё не нужно было доказывать своё право на существование таким, какого тебя создала природа... Ну, можно и не забираться в кокон, а просто посидеть и вообразить себя в тепле и безопасности... А потом здесь же, в фойе, устроиться в уголке уютного дивана и посмотреть короткий фильм, герои которого – актёры особых театров и обычных – отвечают на один и тот же вопрос: «Что такое театр?».
Один из самых интересных режиссеров современности, художественный руководитель театрального центра имени Вс. Мейерхольда Виктор Рыжаков отвечает так: «Театр – это место совпадения, внутреннее состояние человека в зале должно совпасть с тем, что происходит на сцене, зритель ищет в театре именно это...». Выставка тоже помогает найти точку совпадения со сложной эстетикой особого театра.
Секреты раскрыты, а чудо осталось
Один из мастер-классов, предложенных участникам фестиваля, назывался «Чудо кукольного театра». Провела его актриса семейного театра «Котофей», педагог дополнительного образования Мария Овчаренко. Вот что произошло за эти два часа – Мария и ее супруг Александр Мудряк показали всю «кухню», раскрыли все секреты создания спектаклей: от замысла до премьеры, но магия этого удивительного театра не исчезла, а стала еще пленительней, ещё чудеснее! Рассказ Марии сопровождался показом видеороликов многочисленных спектаклей, с которыми «Котофей» посетил десятки российских и зарубежных городов. Ничего не утаили их создатели, показали всю изнанку, но тем невероятнее казалось превращение обыкновенных предметов – чемоданов, коробок, сшитых для театрального реквизита чехлов – в волшебные декорации спектаклей, причём буквально на глазах зрителей. Но это были не фокусы, это – слаженность двух актёров, внимание к каждой детали, отточенное до мелочей мастерство, накопленное за 16 лет существования театра.
Мария Овчаренко и Александр Мудряк, выпускники Российской государственной специализированной академии искусств, с момента рождения собственного театра решили, что каждый спектакль будет эксклюзивным, будь то философская «Золушка и ее дневник», весёлый «Балаган Котофея» или трогательные «Старосветские помещики».
Мария поделилась сокровенным – как рождается спектакль, как постепенно, из пережитых впечатлений и мыслей, из текстовой и визуальной ткани проступает образ будущей постановки, как приходят краски, музыка... Актёры даже разрешили потрогать и рассмотреть родоначальника театра – кота Котофея, разумеется, кукольного. Его и других кукол участники мастер-класса осторожно передавали из рук в руки, восхищаясь ювелирной работой создателей этих чудесных существ.
На фестивале театр показал один из своих новых спектаклей – «Синьора Сальсичия». На первый взгляд, незамысловатая история – день из жизни одной итальянской синьоры, имя которой в переводе на русский означает… Сосиска. Но не всё так просто... В каждой культуре есть миф о начале и конце. Итальянская сказка — вариант мифа такого рода: оттого, что синьора Сальсичия заболталась, торгуясь в овощном ряду, и, вернувшись домой, не нашла на месте сына, случился не только жуткий беспорядок в доме, но даже потерпел крушение корабль и пересохло море. Волноваться не надо, все кончилось хорошо. Тональность сказки мила и весела, но режиссер и актеры прекрасно передали внутреннюю пружину сюжета.
Все работы театра рассчитаны на аудиторию примерно от 3 до 14 лет, но после каждого спектакля почему-то появляется впечатление серьёзного взрослого разговора о важных вещах. Так и было задумано, утверждает Мария, – ставить спектакли малых форм, но высокого эстетического уровня. Не опускать планку, не облегчать себе задачу – это секрет успеха, которым актёры и поделились с участниками мастер-класса, а какими именно средствами добиваться такого результата – пусть каждый решает сам. Существует много видов кукол, способов их вождения, есть различные световые и музыкальные решения, но идею, мысль, лежащую в основе спектакля, нужно представлять себе чётко. Вот из таких прагматических установок, оказывается, рождается хрупкое и всесильное чудо кукольного театра.
Других посмотреть, себя показать
Фестиваль – это не соревнование, это возможность себя показать и других посмотреть, а главное – потом обсудить увиденное в профессиональном сообществе, оформить собственные впечатления, увидеть новые горизонты. Театр «Жест» из Великого Новгорода – ветеран и постоянный участник фестиваля, его спектаклем он в этом году и открылся. Лучше и придумать было нельзя: чудом сохраненные парижскими эмигрантами сказки Новгородской губернии были вновь изданы в конце XX века, а сегодня обрели вторую жизнь в музыкальном спектакле. Вокал, хореография, жестовое пение, ростовые куклы – все создаёт выразительные образы, по-настоящему сказочную атмосферу, а происходящее действие, сочный, с юмором текст, убеждают: не так-то просты эти сказки, есть, о чём подумать! В спектакле «А у нас в Новгородчине диво-то было!» занято несколько поколений артистов театра.
Руководитель «Жеста» Надежда Назарова ценит возможность участия своего коллектива в фестивале «Протеатр»:
– Это важно для ребят, они посещают мастер-классы, получают прекрасную возможность научиться чему-то новому, сравнивают себя с другими, наконец, становятся лауреатами – это престижно, это мотивация для дальнейшего роста, повод для гордости! Они заводят новые знакомства, получают ценную информацию. Вот, например, узнали от актёров театра «Котофей», что есть такой институт, где актёры с инвалидностью могут получить профессиональное образование.
Участница театрального коллектива Анна Яковлева подтвердила слова своего руководителя: «На мастер-классах я освоила специальные упражнения для того, чтобы раскрепоститься, чувствовать себя увереннее».
Надо сказать, что для «Жеста» спектакль по новгородским сказкам стал очень важным этапом творческого роста. После этого спектакля театр завоевал право представлять Россию за рубежом – на Международном фестивале творчества людей с ограниченными возможностями здоровья «SAMBHAV 2016», который проходил в Индии в ноябре 2016 года. Там театр показал творческую программу, в том числе номера «Колокола Руси», «Аве Мария», русский танец «Косички» и «Школьный вальс».
Режиссёр, руководитель детской театральной студии из посёлка Нема Кировской области Владимир Садовин приехал на фестиваль «Протеатр» впервые. В его студии занимаются ребятишки из коррекционных и обычных классов местной школы, маленькая труппа популярна и любима в посёлке. Владимир с интересом посетил несколько мастер-классов, узнал об уникальных методиках, которые применяются в работе с особыми актёрами, увидел, как они работают на практике, понял, куда нужно двигаться в развитии своего театра. Но и сам он, кстати, мог бы рассказать много интересного: его театр даёт спектакли в школах и детских садах в форме активного общения с залом. «Особому театру, – убеждён он, – не нужен особый зритель, дети понимают, что происходит на сцене, гораздо лучше взрослых, им не нужны заумные термины, они воспринимают картинку непосредственно. Мне очень понравился спектакль «На планете» творческого союза «Событие» из Екатеринбурга – там сменяют друг друга фантазии детей в виде танцевальных миниатюр, но они приводят к серьёзной мысли: мир заслуживает того, чтобы вглядеться в него пристальнее. Для меня этот фестиваль стал насыщенным творческим семинаром».
Художественный руководитель театра-студии «Счастливый случай» из Самары, заслуженный артист России Олег Белов считает, что программа фестиваля даже слишком плотная, мастер-классы идут один за другим, иногда одновременно, а побывать хочется на каждом! Олег Белов и Галина Белова-Колесник на протяжении трех лет делают театральные постановки с пациентами Самарской психиатрической больницы, решают и художественные, и медицинские задачи посредством арт-реабилитации. Состав труппы непостоянен: одни выписываются, на смену им приходят новые. За это время успели сыграть пушкинского «Графа Нулина», «Медведя» Чехова, инсценировать «Чонкина» и «Теркина». «Реабилитационный потенциал театра очень значительный, – считает Олег Белов.– Мы приехали посмотреть спектакли, позаниматься в мастер-классах. По правде сказать, нам не хватало занятий именно по драматическому искусству, пластикой мы практически не занимаемся. Но вот Наталья Тимофеевна Попова уверяет, что актёр особого театра должен уметь всё, быть универсальным, надо об этом подумать. Мастер-классы предлагались просто уникальные! Например, Адина Таль из Израиля, режиссёр, актриса, продюсер, продемонстрировала пример использования импровизационных игр и анализа ситуации – и в группе, и индивидуально. Мартин Полинек, доктор коррекционной педагогики из Чехии, на своём мастер-классе познакомил нас с различными методиками драмотерапии».
Фестивальная неделя поистине была неделей открытий для тех, кто готов воспринимать и принимать новое. Ведь каждые три года на фестивале особых театров мы с удивлением и благодарностью открываем для себя новых актёров и режиссёров, новый театральный язык уже известных коллективов. Этим и жив особый театр – постоянной жаждой и возможностью обновления.
Наталья КРАСОВА
Фото Екатерины ЗОТОВОЙ и Эльвиры ГРИМАЛОВСКОЙ