ФЕСТИВАЛЬ ОТМЕНЯЕТ ГРАНИЦЫ
Про кино без барьеров
Наверное, у каждого человека, которого счастливый случай или осознанное стремление привело на этот кинофестиваль, осталось свое, глубоко личное впечатление от увиденного и услышанного. И не только с экранов, а и от живого общения с создателями, героями фильмов, от обмена мнениями в перерывах... Для меня четыре дня фестиваля изменили многое, никогда моя жизнь уже не будет прежней: о главных вещах — любви, дружбе, покорности судьбе и споре с судьбой, об уважении к жизни и страхе смерти — я буду думать иначе.
Нынешний, шестой по счету международный кинофестиваль "Кино без барьеров" полностью обновился визуально. Его эмблемой стал парящий (или воспаривший!) человек. Это стремление подняться над привычными, стереотипными представлениями о мире и о своем месте в нем — не только образ фестиваля, но и его суть, содержание.
Свою главную заявленную миссию — разрушение стереотипов в представлениях о жизни людей с инвалидностью — фестиваль выполнил. Директор РООИ "Перспектива", организатор и идейный вдохновитель фестиваля Дэнис Роза с радостью отметила интерес к фестивалю и участников, количество которых постоянно растет в течение десяти лет, прошедших с первого кинофестиваля, и со стороны зрителей. Многие из них, говорит Дэнис, признаются, что "Кино без барьеров" изменило их жизнь. На фестивале работают десятки волонтеров, в его организации принимают участие спонсоры — общество меняет свое отношение к людям с инвалидностью и само становится дружелюбнее и ответственнее.
Главный критерий — эмоции
На фестиваль было прислано 160 фильмов из 25 стран, 45 из них было отобрано для конкурсного показа. Члены жюри посмотрели все, рядовому зрителю такое было не под силу, тем более что фильмы шли одновременно на нескольких экранах: в двух залах кинотеатра "Художественный" и в кинотеатре "Октябрь" — детская программа: фильмы для детей и созданные в соавторстве с детьми.
Все фильмы кинофестиваля, и те, что отмечены наградами, и те, что не отмечены ничем, кроме признательности зрителей, их слезами, улыбками и аплодисментами, отличает острая эмоциональная напряженность. Поэтому Владимир Меньшов, народный артист России, актер, кинорежиссер, председатель жюри шестого кинофестиваля "Кино без барьеров", не задумываясь, сходу ответил на вопрос: "На какие критерии опиралось жюри, состоявшее из профессиональных режиссеров и актеров, оценивая представленные работы?"
— На эмоции! Я жил, как и большинство из нас, не вникая в проблемы людей с инвалидностью, хотя знал, что они есть. Отодвигал эти мысли куда-то в сторону... И вот принял предложение возглавить жюри этого кинофестиваля, посмотрел десятки потрясших меня сюжетов. Это же целая планета! Как изощрен Господь в испытаниях, которые посылает людям, и как сильны, как прекрасны бывают люди, достойно прошедшие через эти испытания! Что может человека побудить к действию? Сильная, верно направленная эмоция. Поэтому эмоции и стали решающими критериями в оценке фильмов.
Поэтесса Наталья Орлова в фойе кинотеатра «Художественный»
Барьеры ломает любовь
Приз "За лучший фильм о любви" получил фильм режиссера Шахрияра Пурсейдяна "Когда загорается луч света" — о двух сестрах-инвалидах из бедной иранской деревни и их отце. Одна из сестер не может самостоятельно передвигаться, но рисует удивительные картины, с трудом удерживая в руке карандаш. Другая — глухонемая, и общается с миром с помощью сестры, которую возит в тележке.
В фильме — никакого выхода на социальные аспекты существования этой семьи, не они интересовали автора: он сосредоточился на исследовании тонкого мира повседневных отношений между сестрами. Они не могут друг без друга, а их отец благодарит бога за то, что подарил ему таких дочерей. Любовь, в самом чистом и бескорыстном ее воплощении, творит чудеса — эти люди счастливы.
Фильм "Я не сломан" режиссера Михаэля Бернштейна из Германии тоже о любви. Он рассказывает о жизни обычной немецкой семьи, которая воспитывает ребенка с тяжелым генетическим заболеванием. Восьмилетний Йосия не по годам развитый мальчик, учится в школе, занимается верховой ездой и плаванием. В этом фильме есть проблема инклюзивного образования: о ней говорят педагоги, родители мальчика, но не она в центре внимания режиссера. И даже не выбор, перед которым встали родители: родиться или не родиться ребенку, когда во время беременности стало известно о его неизлечимом заболевании. Я думаю, что фильм создан ради удивительных слов, которые произносит отец мальчика: "Через многие вещи, которые делаем для сына, мы понимаем — как прекрасно быть вместе!".
Барьеры — они ведь внутри каждого из нас. Они не дают нам выйти за пределы собственного комфортного мира, впустить в него радость и боль другого человека, разделить их и тем самым сделать свой мир богаче. Почетный гость фестиваля актер Артур Смолянинов признался: "Я чувствую в себе эти барьеры, но сломать их — моя проблема, а не проблема людей с инвалидностью".
Принять свою судьбу и побороться с ней
Многие фильмы кинофестиваля рассказывают о том, как люди с инвалидностью и их близкие раздвигают границы своих возможностей и возможностей человека вообще. Они существуют в разных социальных и личных обстоятельствах, но уникальны не эти обстоятельства. Уникальны и неповторимы люди.
Герой фильма "Выжившие" греческого режиссера Марии Джанули — чемпион Греции по парапланеризму Апостолос Мавроталасситис. В январе 2009 на чемпионате мира в Мехико он столкнулся с другим парапланеристом и упал с высоты три тысячи метров. Получил многочисленные травмы, но остался жив! И научившись жить в коляске, не отказался от своей мечты. Он и теперь летает на легкомоторном самолете с ручным управлением. У него много друзей, невозможно не потянуться к этому красивому и мужественному человеку. Когда герой появился на московской сцене, бурные аплодисменты зрителей определили номинацию, в которой фильм победил, — "За лучший мужской образ".
Фильм украинского режиссера Сергея Волкова "Святилище грез" — о воле. Воле человека идти вперед. О свободе, и ценности человеческой жизни, желании быть в гармонии с миром, умении распознавать настоящее. О том, сможет ли он, не изменив принципам, пройти свой путь до конца, каким бы сложным он ни был. Герой фильма Юрий, оказавшись на костылях, все равно занимается альпинизмом. Приходит к своим любимым горам, потому что смысл жизни, как сказал он на встрече со зрителями, видит в преодолении — боли, страха, несправедливости судьбы, неуверенности в своих силах.
Объединяться, чтобы жить достойно
Герои этих фильмов не могут не вызвать восхищения, но вот что сказала представитель комитета общественных связей Правительства Москвы Марина Суслова на открытии фестиваля:
— Герои фильмов-участников — люди, в основном, сильные, талантливые. Но люди с инвалидностью, как и все остальные люди, — разные: среди них есть и слабые, и ничем не одаренные, и не слишком умные... Но разве кто-то отменял сострадание, сочувствие? И разве не обязанность государства — защитить, поддержать всех людей с инвалидностью, помочь им вписаться в нашу непростую и часто жестокую реальность? На этот вопрос тоже можно было найти ответ на кинофестивале.
Фильм "Жизнь стоит того, чтобы жить" американского режиссера Эрика Нюделя — не о частной истории конкретного человека. Он о том, как люди с инвалидностью в США
многие годы боролись за свои права. И борьба эта была отнюдь не легкой. Отвечая после показана вопросы зрителей, режиссер подчеркнул, что его фильм стал настоящим прорывом в сознании американцев, прошел по всем экранам страны. Фильм словно иллюстрирует два факта: для того, чтобы изменить мир, нужно объединяться. И второй: только в борьбе можно обрести право свое. Рассказы активистов борьбы за права инвалидов иллюстрируются редкими архивными кадрами: демонстрациями и маршами инвалидов, настоящими баталиями. Мы видим, как протестующие выбираются из инвалидных колясок и на руках взбираются по ступенькам здания суда; как активисты на колясках маневрируют перед городскими автобусами, которые не оборудованы для них.
Сквозной линией проходит в фильме история Фреда Рэя, который в 1961 году, будучи семнадцатилетним мальчишкой, получил травму позвоночника. Он десятилетия неутомимо боролся за право людей с инвалидностью вести независимый образ жизни. Фред умер 20 августа 2011 г. Но создатели фильма сумели устроить ему показ. Эрик Нюдель рассказал, что после просмотра фильма Фред повторял: "Теперь я знаю, что прожил не зря!". Фильм посвящается ему.
Режиссеру, создавшему по сути летопись движения за равные права и возможности инвалидов в США, было задано из зала много вопросов: как он оценивает положение инвалидов в России? Должны ли сами инвалиды возглавить борьбу за свои права? Какие проблемы существуют сегодня в США у людей с инвалидностью? Эрик Нюдель был рад пообщаться с заинтересованной аудиторией. Он еще раз подчеркнул, что бороться за свои права нужно на основе хорошего знания законов, понуждая органы власти выполнять или изменять их.
Главный вопрос для каждого человека
Член жюри кинофестиваля, актер и режиссер Альгис Арлаускас процитировал философа Ильенкова: «Инвалидность не создаёт ни одной, пусть самой микроскопической, проблемы, которая не была бы всеобщей проблемой. Инвалидность лишь обостряет их — больше она не делает ничего». Именно поэтому, отметил он, фестиваль «Кино без барьеров» для меня как зрителя и как режиссёра — это самый насущный кинопоказ в нашей стране. Нет другого, где в такой обнажённой форме выявляются самые главные, жизнеопределяющие проблемы человеческого бытия.
Победителем в номинации "Лучший фильм, ломающий стереотипы" стал фильм "Один вопрос" американца Энтони Ди Сальво. Он до удивления прост: 35 инвалидов с нарушениями развития отвечают на вопрос: "Если бы вы могли изменить в себе только одну вещь, что бы это было?" Ответы были очень разные: "Стать более сексуальной", "Быть немного счастливее", "Ничего не хочу в себе менять", "Хочу быть добрее к окружающим"... Когда слушаешь их все подряд и видишь глаза этих людей, то в конце концов задаешь такой же вопрос себе, а ответ приходит сам: "Хочу не отворачивать лица от жизни во всех ее проявлениях! Протянуть руку тому, кто нуждается в помощи и протянуть так, чтобы ее приняли!"