Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
 

ТРУДНЫЙ ПУТЬ К УСПЕХУ

В редакцию пришло письмо от Татьяны Данактовны Гагариной, преподавателя музыки из Алтайского края. В нём она рассказывает необычную и очень вдохновляющую историю Антона Кушникова, молодого человека с ДЦП, ставшего профессиональным музыкантом.


«Я педагог с полувековым стажем работы. За это время мне приходилось видеть разных детей. Но были и такие, которые запали в душу. Кого-то я называю своей болью, кого-то гордостью. Один из них – ребёнок, который «сотворил сам себя» – моя особая гордость и счастье. Я попыталась рассказать о нём, ибо считаю, что его жизнь может служить примером и путеводной звездой тем ребятам и родителям, у которых опускаются руки от проблем.
Антошка рос маленьким, бледным, болезненным мальчиком. Его головка, волосы на которой своим цветом напоминали молодую пшеницу, покачивалась при ходьбе, и весь он походил на тоненький колосок. Казалось, маленькое дуновение ветра – и этот колосок упадёт к ногам мамы, которая постоянно поддерживала сына за руки. Антон носил ортопедические ботинки, похожие на сапоги времён Великой Отечественной войны. Огромные, тяжёлые… Казалось, что каждый, сделанный ребёнком шаг, сопровождался неимоверной тяжестью и болью. Антон не мог ходить самостоятельно. У мальчика был неутешительный диагноз – ДЦП.
Я познакомилась с Антоном и его мамой, отдыхая с детьми организации «Незабудка» (я там работала музыкальным руководителем) на Солёном озере в Завьялово. Антошку мама каждый год возила на реабилитацию, у мальчика расслаблялись мышцы, частично снималась спастика. Узнав, что я владею музыкальным инструментом, мама чуть ли не на коленях стала умолять меня позаниматься с мальчиком, который буквально бредил музыкой с двух лет. 
Мама поведала мне печальную историю о том, как при попытке поступить в музыкальную школу, их «отфутболивали», говорили, что даже при наличие музыкального слуха он не справится с программой. А еще рассказала, как одна из педагогов музыкальной школы взяла его на частные уроки, во время которых ругала  и била по рукам из-за неправильно поставленных пальцев (спастика мешала). На вопрос мамы, что же ей делать, если ребёнок тянется играть, ответила: «Бейте его по рукам! С такими пальцами нельзя подходить к инструменту!» После этого они ушли от этого педагога и полгода ходили к психологу. А пальчики у мальчика действительно были, мягко сказать «корявыми». Антоше было пять лет, и я не могла отказать ребенку. Я не делала никакого прогноза, ничего не обещала маме. У меня никогда не было учеников с таким диагнозом.
Кроме тяжелейшей спастики рук, у Антошки были проблемы со зрением. Он плохо видел ноты в обычном их написании. Поэтому каждую пьесу, прежде чем разбирать, нам приходилось переписывать и увеличивать ноты в три-четыре раза. Я видела, как было тяжело ребёнку сидеть на стуле сорок минут занятия. Как болела его спина. Но он отказывался отдыхать, и просто требовал продолжать урок. Довольно быстро мы освоили нотную грамоту, и уже через полгода Антон мог играть двумя руками как в скрипичном, так и в басовом ключах. Первое время, уходя от своего упрямого ученика, я плакала в подъезде от жалости, я не в силах была её вынести, глядя на его нечеловеческие страдания и огромное желание продолжать обучение.
Я никогда не могла предугадать, какой сюрприз ждёт меня на следующем уроке. С первых же занятий мальчик пытался сам сочинять музыку. «Вот, послушайте, – говорит он мне, – так капает дождик. А сейчас началась гроза!» – и ударял слабыми пальцами «басы». Или наигрывал что-то, напоминающее шум моря, топот лошадей… Потом к музыке стали прибавляться короткие песенки, миниатюрный вокализ, иногда в рифму, а иногда совершенно свободно. Так Антон рассказывал о своём представлении того или иного природного явления. Сама большая любительница поэзии, я с большим интересом слушала его рифмоплетения и никогда не критиковала. А ребёнку было важно услышать моё мнение. Помню, как светились его глаза, когда при попытке сыграть сочинённый им вальс, я закружилась в танце, угадав, что мальчик написал именно вальс.
Антон всё выполнял серьёзно, с большим вдохновением. Ему всегда хотелось большего. Вспоминаю, как едва освоив ноты басового ключа, он попросил научить его играть «Танец маленьких лебедей» Чайковского и полонез Огинского. Я понимала, что в силу спастики ребёнок не сможет брать аккорды со сложной для него аппликатурой. Даже при игре обычной гаммы, пальцы не слушались, и он не мог после привычного третьего пальца правой руки поставить первый (так традиционно играют гаммы), который не гнулся в суставе. Часто приходилось идти на компромиссы: опускать аккорды, упрощать партитуру, изменять некоторые элементы музыкального произведения.
Мама Антошки была рядом. Она просто растворилась в сыне и поддерживала все его начинания. Переписывала ночами ноты, доводя их до нужного Антошкиному зрению размера. А еще возила не на одну операцию, после которой шла долгая реабилитация и всё это, в основном, за свой счёт.
Старалась развивать ребенка хорошими книгами, посещением музеев, выставок, концертов. Возила его в различные театральные и вокальные студии и кружки, где ребёнок набирался творческого и коммуникативного опыта. Помню первое выступление Антона на концерте в ДК «Сибэнергомаш». Ему было 10 лет. И он играл на сцене, как настоящий артист! А потом было много других выступлений с театральной студией, которую мы организовали по инициативе родителей детей-инвалидов. Участвовали в районных и городских конкурсах и фестивалях, организованных соцзащитой Алтайского края и различными общественными организациями, школой, где учился Антон. Нужно сказать, что обучался мальчик в общеобразовательной школе наравне со здоровыми детьми, зимой, когда было тяжело ходить по ледяным и заснеженным дорогам, учителя ходили на дом. И школу окончил почти отличником, математика подвела.
Однажды, когда ему было лет 10, Антон в очередной раз удивил меня своим желанием сыграть «Аппассионату» Бетховена. Я понимала, что это произведение в оригинале он сыграть не сможет. Мои аргументы о сложности Антон проигнорировал, лишь попросил облегчить авторский вариант. Он играл по несколько часов в день! Я видела, какую боль причиняет мальчику долгое сидение за инструментом. Не помогали ни подушки, которыми обкладывала его мама, ни обезболивающие препараты. А когда я уходила после занятия, он падал на кровать, но не засыпал, а продолжал сочинять мелодии или слова к своим песням.
В общем, как говорил древний философ, Антон действительно прошёл путь через тернии к звёздам. Я не знаю, чего больше в этом мальчике: таланта или желания трудиться, целеустремлённости, силы воли. Так в этом ребёнке упорство, трудолюбие, желание достичь цели и волевые качества помогали и помогают ему получать прекрасные результаты. 
Однажды после многих отказов в возрасте 14 лет он все-таки поступает в музыкальную школу и заканчивает её за два года с красным дипломом, превосходно сдав все экзаменационные произведения. А затем поступает в педагогический колледж по специальности музыкальный руководитель, учитель музыки.
Летели года, но мы продолжали общаться с Антоном, обсуждали его новые песни, участие теперь уже не только в краевых, но и в международных фестивалях и конкурсах. Сейчас портфолио Антона с сотнями грамот и дипломов толще, чем большой энциклопедический словарь, а друзья «ВКонтакте» прибавляются десятками ежемесячно.
 Сегодня Антон – дипломированный педагог и студент Алтайского государственного института культуры. Кроме творческой работы он занимается и педагогической. С большим интересом молодой учитель работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В течение уже нескольких лет, в летний период, мы работаем с Антоном в детском оздоровительном лагере «Гагарин» во время смены родителей с детьми с ОВЗ, которой руководит председатель АНО «Ресурсный центр Алтайского краевого союза общественных организаций инвалидов» Ольга Терентьева. На одном из концертов Антон вместе со своей ученицей исполнил авторскую песню. Зал буквально взорвался аплодисментами! Так они стояли, взявшись за руки, маленькая Сонечка и Антон, такой же скромный, с доброй улыбкой на красивом лице. Но это был уже не ребёнок, а респектабельный молодой мужчина, опирающийся на модную трость, – атрибут его шикарного имиджа. Это был музыкант, состоявшийся учитель, гражданин – Антон Александрович Кушников. А я стояла за кулисами и со слезами на глазах радовалась его триумфу! Потому что в этом есть частичка и моей души, вложенной когда-то в неуверенного, но такого настойчивого мальчика.
И вот что я хочу сказать всем родителям: никогда не опускайте руки, верьте в своих детей и идите с ними, несмотря ни на какие препятствия!»
11 декабря 2023