Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
 

ТЕРРИТОРИЯ СМЫСЛОВ НА ФЕСТИВАЛЕ INCLUSIVE DANCE

В конце октября в столице прошел VII Международный благотворительный танцевальный фестиваль Inclusive Dance. Как сообщил председатель оргкомитета фестиваля, член президиума Всемирной ассоциации инклюзивного танца Леонид Тарасов, в этом году в конкурсе приняли участие 174 коллектива из 72 регионов России и 21 страны мира. Для участия в финале в Москву приехали 670 танцоров, более сотни из которых – люди на коляске. Всего же в России сегодня работает не менее 378 инклюзивных танцевальных коллективов, в которых занимается более 10000 человек. Большинство из них находится в небольших городах и даже сёлах.
Фестиваль этого года включил в себя такие разные события, как Международная конференция по развитию инклюзивного танца; соревнования Большого кубка Inclusive Dance среди пар и коллективов; гала-концерт, который уже не первый год проходит в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Наконец, впервые в истории фестиваля в величественном Зале Полководцев Музея Победы на Поклонной горе состоялся бал, в котором приняли участие более 300 танцоров из России, Эстонии и Нидерландов.




Танец стирает границы

Танцевальный фестиваль Inclusive Dance появился в 2013 году и сразу стал ярким праздником танца. Здесь на равных танцуют и соревнуются люди с ментальными, соматическими и физическими особенностями, нарушениями слуха и зрения, те, кто может ходить и те, кто передвигается на коляске. Каждый, кто попадает в атмосферу фестиваля, чувствует себя не сторонним наблюдателем, а полноправным участником искрометного, радостного действа. Главное условие участия в фестивале таково: в каждой паре, в каждом коллективе вместе танцуют люди с инвалидностью и без нее (их здесь называют волонтерами).


С самого основания фестиваль поддерживает Всероссийское общество инвалидов. «Такие мероприятия позволяют показать, какой потенциал скрыт в каждом человеке, – убежден председатель ВОИ, депутат Государственной Думы ФС РФ Михаил Терентьев. – Если человек с инвалидностью сам приложит усилия, если ему помогут показать себя красиво – эту красоту увидят многие! Фестиваль Inclusive Dance уникален тем, что в нем может принять участие каждый, кто неравнодушен к танцу. Инклюзивные танцевальные коллективы есть почти в каждом регионе России. Это – яркий, вдохновляющий, не оставляющий никого равнодушным проект. Он важен еще и тем, что основан на двунаправленной интеграции. Здесь не только инвалиды учатся жить в обществе, но и здоровые люди идут им навстречу. Танец стирает границы между людьми с инвалидностью и без нее. Год от года фестиваль расширяется, повышается уровень координации между танцорами с инвалидностью и без нее – и сегодня это очень красивое зрелище!».

Не удивительно, что попасть на финальную часть фестиваля в Москву стремится все больше и больше любителей инклюзивного танца. Каждый год новички смело состязаются с более опытными участниками – и нередко одерживают верх!
В соревнованиях пар по спортивным бальным танцам (латиноамериканская программа, профессионалы) борьба развернулась между дебютантом фестиваля Танцевально-спортивным клубом на колясках «Феникс» (г. Серпухов Московской области) и Студией танца «Бродвей-инклюзив» из Ижевска. В финал пробились сразу 4 пары из Серпухова и 2 из Удмуртии!
Впервые приехали на фестиваль и участники из Республики Саха (Якутия). Педагоги Аял и Валентина Новгородовы помогли исполниться мечте неслышащего юноши Александра Собакина, который очень хотел танцевать. Итог – 3 место в соревнованиях дебютантов по спортивным бальным танцам, причем в финале Александр и Валентина обошли опытные пары, в том числе – дуэт из творческого коллектива «Дети XXI века», который представляет Заднепровскую районную организацию Смоленской областной организации ВОИ.

Впрочем, члены жюри фестиваля, в состав которого в этом году вошли мастера инклюзивного танца из России, Австрии, Великобритании, Италии, Нидерландов, Польши и США, не уставали повторять, обращаясь к участникам: «Вы все – победители!». «Когда выступающие получают признание зала, у них появляется и стимул для дальнейшего развития, – подчеркивает бессменный член жюри Корри ван Хагтен из Нидерландов, которая стала танцевать на коляске еще в конце 60-х годов прошлого века. – В этом – одна из главных задач фестивалей инклюзивного танца! И когда одна из команд признается лучшей, за нее радуются все!».

В вихре эмоций

Зримым выражением того, что инклюзивный танец дает своим поклонникам поистине безграничные возможности, гала-концерт фестиваля. В этом году право выступить в нем получили 10 коллективов из России и 3 – из Европы. Зрелище получилось захватывающим. Прав танцор из Нидерландов Алекс Глин: «Танец – это чувство, это эмоции, которые мы слышим в музыке и выражаем движением. Если люди чувствуют друг друга, они могут танцевать с парт­нером на коляске, держа друг друга двумя пальцами. Я чувствую коляску и подстраиваюсь под ее движение! Это дает нам возможность получить от танца радость и делиться ею с вами!».

Концерт открыли обладатели Гран-при прошлого года, дуэт из города Родники Ивановской области Илья Шутов и Мария Пелевина. За год ребята повзрослели – и вместо по-детски беззаботных номеров предложили трогательный танец «Белый лист» – о первой любви...

Вырос и участник практически всех фестивалей Илья Гладкий из народного танцевального коллектива «Ступени» (г. Череповец Вологодской области). Он солировал на самом первом фестивале, сегодня 14-летний подросток завоевывает медали высшей пробы. На гала-концерте он выступил дуэтом с младшей сестрой Ксенией, восхитив зрителей безудержной «Африканской охотой».


Как всегда, слаженны и лиричны были артисты театра безграничных возможностей «Жест» из Великого Новгорода. Они завершали концерт номером на популярную песню в исполнении Аллы Пугачевой «Нас бьют – мы летаем!». Как в свое время сказала сама Алла Борисовна, эта песня о любви, преданности, предательстве и ни о чем больше. Но слова Джахан Поллыевой, которая пишет не только стихи, но и речи президентам, позволяют играть самыми разными смыслами. Каждый пропускает их через себя, через свою жизненную ситуацию, мировоззрение и выбирает свой. Так поступила и режиссер «Жеста» Надежда Назарова, сделав из этой песни гимн безграничным возможностям своих артистов: «Кто крыльев лишился, не должен сдаваться, но должен над страхом потери подняться…». Зал наградил артистов овацией.

Бурные аплодисменты звучали в этот день практически после каждого номера, и каждый раз, кроме восхищения, в них можно было расслышать свой, неповторимый смысл. В одном случае они выражали поддержку девушке из Italian Trio с тяжелой формой ДЦП, которая проникновенно танцует не только на коляске, но и на ногах. В другом – удовольствие от солнечного «Огородного романа», исполненного дуэтом из студии инклюзивного танца «Солнечная радуга», или от лукавого «Придворного секрета», который «нечаянно выдали залу» артисты из Центра социокультурной анимации «Одухотворение» (Москва). В третьем – изумление слаженностью действий и глубиной эмоций, которые передали в танце супруги Алекс и Жаклин Глин из Нидерландов.

Их поразительный танец на песню «Эвкалиптовая роща» нашел отклик в сердце каждого зрителя, заставил задуматься, по-новому взглянуть на окружающую действительность… А что может быть прекраснее, когда искусство заставляет людей мыслить?


Как всегда, техничен и эмоционален был народный инклюзивный театр танца «Параллели» из Липецка. Его руководитель, хореограф Елена Косенко, уже 20 лет учит танцевать людей с самыми разными формами инвалидности. Сегодня в коллективе занимается более 60 человек. Закономерно, что их номер «Ностальгия» на песню «Странные танцы» покорил не только зрителей, но и жюри, которое присудило «Параллелям» Гран-при. А Приз зрительских симпатий, который определялся по итогам смс-голосования, получил другой ветеран фестиваля – коллектив «Вдохновение» из Саратова, показавший красивый и тоже очень лиричный танец «Вместе».

Гала-концерт принес сюрприз и организаторам фестиваля. Ирина Тарасова получила изрук актрисы и благотворителя инны гомес памятный знак премии "На Благо Мира", которая присуждается за доброту в искусстве.



Фестиваль как социальный лифт

Закончился гала-концерт, отзвучали мелодии бала. Впереди у организаторов фестиваля – новые масштабные планы. О них на прошедшей в рамках фестиваля Международной конференции по развитию инклюзивного танца рассказала главный организатор Инна Тарасова. Среди основных мероприятий – фестиваль инклюзивных пластических спектаклей «Перекрёстки» в заповедном Суздале и концерт «Балет без границ», в котором вместе выступят участники лучших инклюзивных коллективов фестиваля и артисты балета Большого театра. А еще – создание базового видеокурса по инклюзивному танцу, который будет выложен в свободный доступ в Интернете.

Вспоминая недавнее прошлое, Инна Тарасова отметила: «Когда 7 лет назад мы задумали фестиваль, в Интернете слово «инклюзивный» использовалось только в связи с образованием. Мы рискнули и назвали так совместное творчество людей с инвалидностью и без нее. Идея оказалась удачной, она попала в тренд. И сейчас мы видим множество инклюзивных коллективов самых разных направлений, причем не только в России, но и в мире! Но для меня,– продолжила она,– инклюзия гораздо шире, чем просто совместное действие. Каждый из нас должен время от времени включаться в общество иных людей, и потому нуждается в инклюзии. Я очень надеюсь, что, по крайней мере, в сфере культуры мы уйдем от разных терминов, в том числе и от термина инклюзивный. В творчестве не может быть ограничений! Каждый имеет право на самовыражение и должен иметь возможность заявить о себе в искусстве и культуре».

История фестиваля Inclusive Dance показывает, что он помогает решать не только творческие, но и социальные задачи. Как минимум – позволяет преодолеть изоляцию людям, которые из-за болезни оказались отделены от общества. А иногда занятия танцем дают и вовсе неожиданные результаты. На пресс-конференции в ТАСС, посвященной грядущему фестивалю, Леонид Тарасов рассказал о девочке с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, которая жила в специализированном детдоме в поселке Мурыгино Кировской области. Преподаватель детдома вовлек ее в танцевальную студию. Девочка загорелась, вместе с коллективом выступила сначала в Кирове, а потом и в Москве. О ней узнал известный в Кирове хирург, бесплатно сделал ей операцию и помог встать на ноги. А потом женщина, которая много лет навещала девочку, называя себя ее тетей, призналась, что она – ее мама и забрала дочку домой…

Развивая движение инклюзивного танца, супруги Тарасовы и их многочисленные друзья и партнеры работают, прежде всего, ради того, чтобы таких случаев стало как можно больше. То, что они на правильном пути, подтверждают и многочисленные отзывы, появившиеся после концерта в соцсетях. Например, такой: «Все, кто вышел на сцену гала-концерта Inclusive Dance просто искупались в потоке самых теплых эмоций. А те участники концерта, что здоровы и танцуют в парах с людьми с ограничениями, и не нуждаются в нашей поддержке. Они поцелованы Богом. Про них бы хотелось знать побольше. Дуэт парней из Австрии – ух, глаз не оторвать от хореографии! Там не было скидки, там один партнер ведет за собой другого. Мечтаю, чтобы появилось больше таких постановщиков для инклюзивного танца, чтобы забывать, кто есть кто. Как на одном из номеров, когда юная соседка по ряду, впервые пришедшая на фестиваль по рекламе «какого-то благотворительного фонда», спрашивала: «А точно в этой паре кто-то инвалид?»…

Екатерина ЗОТОВА
Фото Ивана ЗЕЛИКОВА

Все фотографии смотрите в фотоальбоме https://yadi.sk/a/F-iX4_zhawJKpg

04 декабря 2019