СВЯТАЯ К МУЗЫКЕ ЛЮБОВЬ…
В феврале 2014 году музыкальная общественность Санкт-Петербурга отметила 100-летие со дня рождения выдающегося дирижёра, заслуженного деятеля искусств Георгия Анатольевича Донияха. Его сын – Анатолий Георгиевич Дониях является председателем Адмиралтейской районной организации ВОИ.
– Анатолий Георгиевич, Ваш отец принадлежит к поколению, молодые годы которого выпали на военное время. Как сложилась его судьба в этот период?
– Папа был полон энергии и горел желанием получить высшее дирижёрское образование. В 1938 году он поступил в Ленинградскую консерваторию. В июне 1941 года в жизнь молодого музыканта вторгается война. Консерваторию эвакуируют в Ташкент. Там Георгий Анатольевич работает дирижёром Русского театра оперы и балета им. Я.М. Свердлова и преподаёт в Ташкентской консерватории. Оказывается, музыка нужна народу даже тогда, когда гремят пушки. Отца награждают медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Ему присваивают почётное звание Заслуженного деятеля искусств. В этой южной республике он работает и несколько послевоенных лет.
– После войны Георгий Анатольевич, как известно, связан с Ленинградом, с Малым театром оперы и балета, Русским народным оркестром имени В.В. Андреева, театром Музыкальной комедии…
– Для отца было большой честью руководить такими коллективами. Ведь Великорусский оркестр народных инструментов, созданный в 1896 году великим музыкантом Василием Васильевичем Андреевым, сыграл огромную роль в развитии исполнительского музыкального искусства, выступления петербургских балалаечников восхитили всю Россию и весь мир!
Из послевоенных дирижёров за пультом оркестра наиболее длительное время – свыше десяти лет – стоял Георгий Анатольевич Дониях. Он был назначен художественным руководителем коллектива весной 1959 года. За годы работы в андреевском оркестре Георгий Анатольевич дал более тысячи концертов, которые шли в эфир радио- и телевещания. В его концертах участвовали такие известные певцы, как Борис Штоколов, Галина Карева, Константин Лаптев, Николай Охотников, Анатолий Александрович, Эдуард Хиль.
– Анатолий Георгиевич, Ваш отец был выдающимся дирижёром. А какими профессиональными и человеческими качествами обладал Георгий Анатольевич, каким запомнился в Вашей памяти?
– В 1970 году папа стал главным дирижёром Ленинградского театра музыкальной комедии. До конца жизни он вёл класс дирижирования в Институте культуры им. Н.К. Крупской. Он увлекал студентов энергией, примером полной самоотдачи избранному делу. И успел сделать многое: в творческом активе отца насчитывается 48 музыкальных постановок опер, среди которых – «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Травиата», «Трубадур», «Война и мир»… Георгий Анатольевич был дирижёром от Бога. А дирижёр – профессия редкая и тяжёлая. Обладатель дирижёрской палочки должен иметь природный дар и быть не только глубоким знатоком музыки, но и умелым организатором, способным сделать творческими единомышленниками многих очень разных музыкантов, создать из них ансамбль, способный решать задачу, поставленную маэстро. Отец в полной мере обладал этим умением. Его отличали интеллигентность и внимательность к окружающим.
Разумеется, папа умел и отдыхать, был душой компании, ему нравились шутки и розыгрыши. Однажды в Москве они с Никитой Богословским подшутили над одним придирчивым постовым. Стоило музыкантам, гулявшим по улице Горького, нарушить дорожные правила, как страж порядка немедленно потребовал штраф… К следующей прогулке они накопили полный карман копеечных монет. Их-то друзья и вручили милиционеру, когда тот взимал с них очередной штраф. Денежную массу ему пришлось пересчитывать несколько раз…
Этот жизнерадостный, творческих замыслов человек ушёл из жизни в 1976 году в возрасте 62-х лет. Но он успел сделать многое и оставил после себя добрую память.
Беседовал
Виктор ВАРГАНОВ
Санкт-Петербург
– Анатолий Георгиевич, Ваш отец принадлежит к поколению, молодые годы которого выпали на военное время. Как сложилась его судьба в этот период?
– Папа был полон энергии и горел желанием получить высшее дирижёрское образование. В 1938 году он поступил в Ленинградскую консерваторию. В июне 1941 года в жизнь молодого музыканта вторгается война. Консерваторию эвакуируют в Ташкент. Там Георгий Анатольевич работает дирижёром Русского театра оперы и балета им. Я.М. Свердлова и преподаёт в Ташкентской консерватории. Оказывается, музыка нужна народу даже тогда, когда гремят пушки. Отца награждают медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Ему присваивают почётное звание Заслуженного деятеля искусств. В этой южной республике он работает и несколько послевоенных лет.
– После войны Георгий Анатольевич, как известно, связан с Ленинградом, с Малым театром оперы и балета, Русским народным оркестром имени В.В. Андреева, театром Музыкальной комедии…
– Для отца было большой честью руководить такими коллективами. Ведь Великорусский оркестр народных инструментов, созданный в 1896 году великим музыкантом Василием Васильевичем Андреевым, сыграл огромную роль в развитии исполнительского музыкального искусства, выступления петербургских балалаечников восхитили всю Россию и весь мир!
Из послевоенных дирижёров за пультом оркестра наиболее длительное время – свыше десяти лет – стоял Георгий Анатольевич Дониях. Он был назначен художественным руководителем коллектива весной 1959 года. За годы работы в андреевском оркестре Георгий Анатольевич дал более тысячи концертов, которые шли в эфир радио- и телевещания. В его концертах участвовали такие известные певцы, как Борис Штоколов, Галина Карева, Константин Лаптев, Николай Охотников, Анатолий Александрович, Эдуард Хиль.
– Анатолий Георгиевич, Ваш отец был выдающимся дирижёром. А какими профессиональными и человеческими качествами обладал Георгий Анатольевич, каким запомнился в Вашей памяти?
– В 1970 году папа стал главным дирижёром Ленинградского театра музыкальной комедии. До конца жизни он вёл класс дирижирования в Институте культуры им. Н.К. Крупской. Он увлекал студентов энергией, примером полной самоотдачи избранному делу. И успел сделать многое: в творческом активе отца насчитывается 48 музыкальных постановок опер, среди которых – «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Травиата», «Трубадур», «Война и мир»… Георгий Анатольевич был дирижёром от Бога. А дирижёр – профессия редкая и тяжёлая. Обладатель дирижёрской палочки должен иметь природный дар и быть не только глубоким знатоком музыки, но и умелым организатором, способным сделать творческими единомышленниками многих очень разных музыкантов, создать из них ансамбль, способный решать задачу, поставленную маэстро. Отец в полной мере обладал этим умением. Его отличали интеллигентность и внимательность к окружающим.
Разумеется, папа умел и отдыхать, был душой компании, ему нравились шутки и розыгрыши. Однажды в Москве они с Никитой Богословским подшутили над одним придирчивым постовым. Стоило музыкантам, гулявшим по улице Горького, нарушить дорожные правила, как страж порядка немедленно потребовал штраф… К следующей прогулке они накопили полный карман копеечных монет. Их-то друзья и вручили милиционеру, когда тот взимал с них очередной штраф. Денежную массу ему пришлось пересчитывать несколько раз…
Этот жизнерадостный, творческих замыслов человек ушёл из жизни в 1976 году в возрасте 62-х лет. Но он успел сделать многое и оставил после себя добрую память.
Беседовал
Виктор ВАРГАНОВ
Санкт-Петербург