СЦЕНА РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
МИРТ (Мастерская Интегрированный Реабилитационный Театр) – лауреат Всероссийского фестиваля особых театров «Протеатр» и многих других. Перечень достижений коллектива внушителен. Сейчас театр налаживает творческие взаимоотношения с французским театром инвалидов под руководством Паскаля Парсы. Начало сотрудничеству положила российско-французская конференция «Особый театр – новый педагогический путь становления и развития личности», которая прошла в Москве.
– Начиналось всё с маленькой группы детей-инвалидов, а потом в труппе появились выпускники школ-интернатов, – вспоминает Вячеслав Виноградов, художник театра. – Дети, которые занимаются у нас, очень меняются.
То, что дети, занимающиеся в театре, становятся общительнее, раскованнее, подтвердил и Г.В. Васенков, директор спецшколы №102.
– Мы, учителя, были потрясены, когда увидели, как выступают наши дети в спектаклях студии МИРТа. Произведения поставлены так, что физические недостатки актёров не бросаются в глаза. Эти дети лучше приспосабливаются к жизни. Некоторые из них после школы неплохо устроились: работают, думают о создании семьи.
Обычно звучат речи о том, что Россия отстаёт от Запада по части встраивания инвалидов в общество. По большому счёту это так. Но и у нас есть достижения. По словам И.М. Вострова, декана театрального факультета Российского специализированного института искусств, ещё в 60-е годы прошлого века на базе Щукинского училища возник профессиональный Театр мимики и жеста. В нём инвалиды работают по стандартам для здоровых актёров. До сих пор это пока единственный в мире такой театр.
Сейчас в России есть несколько профессиональных театров, где играют неслышащие артисты, инвалиды. В их числе кукольный театр в Туве. В труппе московского театра кукол «Котофей» два актёра – Мария Овчеренко и Александр Мудряк. Мария передвигается на коляске. Спектакли этого театра пользуются успехом у зрителей и занимают призовые места в различных отечественных и международных фестивалях. «Котофей» — лауреат Международной премии «Филантроп».
О работе своего театра рассказал профессор Парижской консерватории, директор Центра педагогики Театра инвалидов Паскаль Парса. В труппе играют в том числе слепые актёры. И один спектакль построен так, что всё действие происходит в темноте. Зрители ощущают только запахи, звуки и колебания воздуха. Это даёт возможность здоровым людям прикоснуться к миру, в котором живёт человек, лишённый зрения. По словам Уго де Шеваньяка, советника по делам культуры посольства Франции, сейчас разрабатывается большой проект двух стран, который адресован детям-инвалидам и детям из социально незащищённых семей. Господин советник считает, что в России власть больше озабочена жизнеобеспечением инвалидов, а культурная составляющая часто отходит на второй план. Возможно, будущее сотрудничество сможет несколько изменить такой подход.
То, что режисер театра МИРТ Н.П. Оралова начала работать с актёрами-инвалидами, было делом случая. Счастливого, как она считает:
– Эти ребята играют с полной отдачей. Я получаю удовольствие от общения с ними. Я благодарна всем профессиональным актёрам, которые участвуют в наших спектаклях и не берут за это ни копейки. И, конечно, наш французский друг Бертран Эдуан. Он видел выступление МИРТа, нашёл нас по Интернету и стал играть в наших спектаклях «Чехонтиада» и «Сахара». Последний поставлен по произведению Экзюпери «Маленький принц». Возможно, нам удастся показать свои постановки во Франции.
Комментирует Тамара Васильевна Золотцева, помощник председателя ВОИ:
– Доступ ко всем сферам жизни, в том числе к культуре, театру – неотъемлемое право каждого. Вот только воспользоваться этим правом инвалиды могут не всегда. Ещё только начинает решаться проблема доступности среды, транспорта. В некоторых наших организациях – в Красноярской, Златоустовской есть театры, где играют инвалиды. Коллективы готовятся выступить на предстоящем фестивале особых театров. Детских театров, студий в системе ВОИ больше 33! Но разве этого достаточно? Считаю, что нам есть над чем работать.
Татьяна САВВАТЕЕВА