РАССКАЗЫВАЮ О СЕБЕ, ЧТОБЫ ДАРИТЬ НАДЕЖДУ ДРУГИМ!
Ольга Киселева стояла у истоков спорта инвалидов. Она – мастер спорта международного класса России по пауэрлифтингу. А еще Ольга пишет стихи, песни, участвует в бардовских фестивалях, ходит в туристические походы. Вместе со своими воспитанниками из клуба «Вера» ездит на всероссийские фестивали творчества, где они занимают первые места. В клубе есть театр, коллектив стал лауреатом и дипломантом нескольких всероссийских и международных конкурсов. Имя Ольги Киселевой хорошо знают в спортивном мире страны и в городе Дзержинске Нижегородской области, где живет и работает эта легендарная женщина.
Спорт, театр и власть
С Ольгой мы знакомы давно. Еще с бурных девяностых, когда народ искренне рвался в светлое будущее и всей душою верил в него. А чтобы «жить стало лучше», многие люди строили грандиозные планы изменения наших судеб. Тогда пошла в депутаты и Ольга Киселева.
Молодая, энергичная, она занялась проблемами молодежи вообще и молодых инвалидов в частности. В 12 лет потерявшая ногу, Ольга прошла жестокую школу преодоления не только собственных проблем, но и чиновничьего непонимания. От ее депутатских идей отмахивались: у городского начальства и так хватало дел.
Но Ольга сумела-таки не только организовать спортивно-физкультурный клуб для инвалидов «Вера», но и пробить бюджетное финансирование арендуемых помещений, выпросить несколько ставок педагогов и воспитателей. Потому что она, поэтесса и бард, мастер спорта, мечтала не только помогать инвалидам сохранять и поддерживать здоровье. Хотелось дать людям и пищу духовную – возможность самовыражения в творчестве, в общении …
И это ей удалось. Очень большими трудами. Она создала совершенно необычный, единственный в своем роде театр «Блик», актеры в котором – инвалиды. Театр изумительный! Впечатление от его спектаклей долго не оставляет тех, кому посчастливилось их посмотреть.
Ольга писала достойные печати стихи, их публиковали целыми страницами дзержинские и нижегородские газеты. Особенно хороша, светла была любовная лирика. Ольга влюблялась. В нее влюблялись.
Красивая, веселая, неунывающая девчонка завораживала любого, кто с нею общался. Но, как теперь она понимает, «ни у одного мужчины не хватило ответственности» предложить ей руку и сердце.
И в депутаты она больше не пошла: «Власть – одно из немногих испытаний, которое я не прошла. Все там, во властных верхах, не так, как людям кажется. Чтобы реализовывать свои идеи, надо умудриться быть гибкой до гуттаперчивости, велеречивой до лживости – я этого не смогла. Надо было наплевать на все свои принципы, надеясь «изменить мир к лучшему». Но как потом возвращаться в нормальное, христианское состояние души?..»
Обслужи себя сам
– Физкультурно-спортивный клуб инвалидов «Вера» организован в 1993 году, – рассказывает Ольга. – Я была тогда инструктором в отделе по делам молодежи дзержинской администрации. И хорошо понимала, что проблемами молодых должны заниматься не только общественные организации, но и непременно государственные. Иначе этих проблем не решить.
Клуб получил статус городского при отделе молодежи. Но места скоро стало катастрофически не хватать И в 2002 году нам отдали целый бывший детсадик – двухэтажное здание. А клуб был переведен под начало городского Центра молодежных инициатив.
|
На репетиции театра «Блик» |
– Так много народа в клуб «Вера»?
– О, у нас много чего интересного! Кабинет изобразительного искусства оборудован буквально по последнему слову техники. Ведет занятия педагог с высшим специальным образованием. Многие инвалиды заняты художественной самодеятельностью – это и спектакли, и пение, и танцы. Другим интересно создавать скульптурные композиции из соленого теста. У нас замечательный тренажерный зал. Для социальной адаптации незаменим «Домовенок», здесь мы учим самообслуживанию: чтобы человек с любой формой инвалидности мог обслужить себя сам – пришить пуговицу, приготовить нехитрые блюда, совершить покупку в магазине – словом, обходиться без посторонней помощи. И это не только и даже не столько дети, сколько вполне взрослые люди, привыкшие к постоянной опеке и помощи родных …
Шляпки, перчатки, улыбки
– И, наконец, мы добрались до вашей театральной студии «Блик».
– В 90-х в составе делегации отдела молодежи я ездила в город-побратим Дзержинска – в Северный Рейн-Вестфалию. Там посмотрела спектакль немецкого «Черного театра» – и буквально заболела им. Целых пять лет ушло на организацию такого театра в Дзержинске – и в 2000 году мы выступили со спектаклем «Заклинание поющих эльфов». Потрясающая сказка.
– Ваш театр необычен, ни на какой другой не похож, говорят.
– Не похож. Сцена черная. Актеры в черном – их не видно, будто бы нет. Живут в этой полной тьме сами по себе, собственной жизнью высвеченные ультрафиолетом Руки и Улыбки, Шляпки и Перчатки, Швабры и… просто Тряпочка («У этой Тряпочки совсем нет мозгов!» – «А где ты видела Тряпочку с мозгами?» – рассуждают актеры во время репетиций). Но эти Шляпки, Перчатки и тряпочка прыгают, бегают, порхают, радуются и печалятся, любят и тоскуют, страдают и смеются. Научить тряпочку думать, вложить в нее душу, заставить ее вздыхать и плакать – это ли не талант, не актерское счастье?
Во всех спектаклях заняты и инвалиды, и совершенно здоровые люди. Темнота сглаживает разницу между ними, отсекает жалость публики.
– Где вы находите сюжеты для спектаклей?
– Мы их сочиняем сами. Садимся с актерами в кружок, каждый придумывает идею, предлагает реплику – я все записываю. И потом из наших общих фантазий рождается сказка. Трижды в неделю репетируем, подбираем музыку – никто никогда не пропускает этих любимых всеми часов творчества. Актеры первого состава выросли. И, представьте себе, никто из них не потерялся в жизни: все учатся или работают.
– Теперь подобран второй состав труппы?
– Да. И мы взялись за очень серьезную постановку – «Сотворение». Приняты за основу библейские сюжеты. Очень впечатляюще смотрится, когда на сцене из тьмы и хаоса появляются руки Бога, творящие растения, животных и, наконец, человека.
Пьесы наши – без слов. Потому что не все актеры способны внятно говорить. Действующие лица – предметы и музыка. Она играет двойную роль – передать чувства, которые обычно высказываются словами, и пробудить, затронуть те струны души, какие может зародить, сотворить только музыка. Чтобы она, душа, открывалась и не захлопывалась уже никогда.
Реализовать порывы души
– У вас развита служба волонтеров…
– Пока инвалид в детском возрасте, ему помогает государство. Как только ему исполняется 18, прекращаются все дотации, социальные заботы, он становится нужным только своим родителям – и это на всю оставшуюся жизнь. А его болезни, травмы, сохранившееся у некоторых детское сознание, умственная отсталость никуда ведь не деваются, так с ними и живут. Вот мы и решили занять нишу работы с молодыми инвалидами. Многие из них до самой старости – дети. И мы не отказываем в заботе никому. В театральной студии «Блик» нет ограничений. Знали бы вы, какой талантливый актер у нас – взрослый человек с синдромом Дауна!
А волонтерам нашим – от 12 до 16 лет. Это ребята, которым необходимо реализовать порывы души. Приходят многие. Остаются не все. Но те, кого зацепило. И помогают инвалидам, и сами становятся актерами, с удовольствием играют в спектаклях.
– О вас часто пишут журналисты…
– Я никому не отказываю в интервью. Мне публикации нужны не для карьеры или самоутверждения – всего этого в достатке. Но вот недавно поздоровался со мной незнакомый молодой человек и на мое «Извините, я вроде вас не знаю», сказал: «А вы мне жизнь спасли. После тяжелейшей травмы я решил, что дальше жить незачем. Но увидел в газете статью о вас и подумал: «Она же смогла – и ты сможешь. Она всего добилась – и ты добьешься!».
У меня тоже бывали и обиды, и состояние агрессии. Ногу я потеряла в 12 лет. Но ребенок быстро адаптируется. Через год уже научилась кататься на велосипеде, лазить по деревьям, по заборам, играть на гитаре, плавать… Но в 16, когда «все подружки по парам», начались проблемы. А чтобы не взращивать в себе тяжелые мысли, стала заниматься в кружках гитаристов и флейтистов, на вечернем отделении художественной школы. Записалась в секцию по стрельбе из малокалиберного пистолета, и мне был присвоен второй разряд среди здоровых. Стихи стала писать, пела в народном академическом хоре… И все это – параллельно, в одни и те же студенческие годы. Не оставляла на отчаяние ни одной минутки в сутках. Вот поэтому я хочу, чтобы самой своей судьбой я помогала кому-то выкарабкиваться из безверия и безысходности.