Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
 

ЧУДО ВСЕГДА РЯДОМ, КОГДА В НЕГО ВЕРИШЬ

В театре «Котофей» премьера!

В театре «Котофей» премьера! Новый спектакль «Золушка и ее дневник, найденный за кулисами», открывает чудеса, о которых вы и не подозревали.


Этот уникальный передвижной семейный театр родился в 1998 году, когда Александр Мудряк и Мария Овчаренко учились в московском Государственном специализированном институте искусств. В репертуаре «Котофея» — около десяти спектаклей: «Балаган Котофея», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Теремок», «Ворона и лисица», «1002-я ночь Шахразады», «Старосветские помещики», «Рождественская история»…  Эти добрые, веселые и умные спектакли были разыграны на разных сценах: в школах, детских садах, музеях, на учебных сценах театров, в интернатах и в больницах, на многочисленных театральных фестивалях в России и за рубежом. И вот – новый спектакль, который стал не просто очередной премьерой. Он называется «Золушка и ее дневник, найденный за кулисами». «Золушка»? Такая старая история, так хорошо она всем известна: несчастная, нелюбимая, но добрая и трудолюбивая  падчерица-замарашка, злая мачеха и две лентяйки сестры…Чудесное посещение королевского бала, потерянная в  спешке хрустальная туфелька, ставшая пропуском в царство любви и счастья. Спектакли, балеты, фильмы – десятки вариаций на тему «Золушки». Разве можно сказать здесь что-то новое?
Александр Мудряк и Мария ОвчаренкоАлександр Мудряк и Мария Овчаренко
Не спешите, у Александра и Маши есть любимое высказывание, принадлежащее поэту Давиду Самойлову: «Чудес не бывает у тех, кто в них не верит». Они – верят, и чудо постоянно присутствует в их судьбе. Премьера «Золушки» стала еще одним  таким чудом.
Не так проста оказывается  эта история, рассказанная современным, оригинальным языком.
Драматургия спектакля  состоит из двух частей: это рассказ автора знаменитого «Винни-Пуха» Алана Александера  Милна «Золушка. Отрывок из ее дневника, найденного в бабушкином сундуке» и сказка «Золушка» Шарля Перро. Привычный образ безответной простодушной Золушки дополнен ее дневниковыми заметками. В них она наблюдательна, иронична, но – неизменно дружелюбна, всегда находит повод порадоваться и часто повторяет: «Я такая счастливая, сколько смешных, веселых событий происходит в нашей семье!». Когда  же исполняется ее заветная мечта побывать на королевском балу, а на следующий день она возвращается к своим кастрюлям и метле, то просто отмечает в дневнике с благодарностью: «Я отлично  провела время. Даже если  я больше не увижу принца, воспоминания об этой ночи останутся со мной навсегда».
Однако чудеса не закончились: принц нашел Золушку, потерянная на балу туфелька пришлась ей впору, она выходит замуж за принца! И Золушка снова повторяет: «Теперь я окончательно убедилась в том, что я очень счастливая»!
Новый спектакль «Золушка и ее дневник, найденный за кулисами», открывает чудеса, о которых вы и не подозревали. С.13.Но содержание спектакля не исчерпывается двумя различными по стилистике текстами – Милна и Перро. Белорусский режиссер Алексей Лелявский создает третий драматургический слой: история Золушки проживается еще одной парой героев — Музыкантом  и Девушкой — двумя одинокими людьми. Образ узнаваемый – это «маленький  человек», герой самых пронзительных произведений   русской классической литературы, и эти «два одиночества» придают знакомому сюжету совсем другой объем.
Кто эти герои-рассказчики? Музыкант, для которого вся радость жизни — снять тяжелые башмаки, поиграть на баяне и помечтать. И Девушка, которая двигается по сцене на инвалидной  коляске, делает тяжелую работу, ненадолго останавливается, чтобы увидеть в своих грезах трогательную и прекрасную историю Золушки.
…Впервые Мария Овчаренко появилась перед зрителями на инвалидной коляске в спектакле «Балаган Котофея» (руководитель проекта Инна Уварова), в спектакле Мария не скрывалась за ширмой кукловода. В новой работе — «Золушка и ее дневник» существование актрисы на коляске включено в течение спектакля  как биографический момент безымянной героини, мечтающей о чудесах. И это наполняет спектакль особой достоверностью и драматизмом.
Продюсер спектакля Елена Карелина увидела эту пьесу в Любляне и тогда же предложила режиссеру Алексею Лелявскому из Минска поставить ее для Марии и Александра. И вот в театре Образцова состоялась премьера спектакля. Алексей Анатольевич благодарен и настойчивости Елены, и своей творческой судьбе, которая подарила ему эту удачу. «Ведь главное, — считает он, — что этим актерам есть, что сказать, есть, чем поделиться со зрителями.  Это спектакль о том, что каждый человек мечтает о счастье и достоин счастья. Но настоящее счастье – это внутреннее состояние. Это не то, чем можно похвалиться, это открытость всем радостям мира и всем его невзгодам, это любовь к жизни».
…В 18 лет Маша получила тяжелую травму,  стало понятно, что передвигаться она теперь сможет только на инвалидной коляске.  Но вера в то, что мир, который она так любит, будет добр, помогла ей совершить почти невозможное.
– В судьбе Маши, — говорит Александр Мудряк, — чудес было не меньше, чем в сказке о Золушке, а, может быть, и больше. После тяжелой травмы она сидела дома, тогда у нее даже коляски не было.  Однажды отключили свет, работало  радио, и она случайно услышала об Институте искусств в Москве, где могут учиться инвалиды.  О сцене Маша мечтала с детства. И она поехала в Москву с Алтая, одна…Все время ей помогали люди. В институте мы и познакомились. Все было непросто: дорога до института, учеба, потом аспирантура. Трудности преодолели вместе, нам помогли с жильем, сейчас у нас своя квартира, работаем в Центре образования № 686, я преподаю музыку, Маша – культуру речи. А главная наша радость – семейный театр «Котофей». И, конечно, то, что мы — вместе.
То, что в их семье царит любовь, ясно без слов: они понимают друг друга с полувзгяда, с полуслова. Жесты, музыка, деликатное и очень точное движение светового луча, черно-белые куклы, созданные  в современной дизайнерской манере – все лаконично, выразительно, и актеры наполняют пространство сцены любовью, ожиданием счастья.
Кандидат искусствоведения Ирина Уварова-Даниэль после премьеры отметила  настоящий творческий прорыв актеров, переход их  в новое профессиональное качество:
— Актеры словно переместились на какую-то новую планету, преодолев расстояние во множество световых лет одним скачком.
На этой новой планете Мария и Саша чувствуют себя, как дома. Им удобен и близок эстетический мир, который построил для них замечательный режиссер Алексей Лелявский и художник Александр Вахрамеев.
Завораживает музыка композитора Егора Забелова — чистая запоминающаяся мелодия легка для детского восприятия, в то же время наполнена смыслом и эмоциями, которые не оставляют равнодушными и взрослых зрителей.
Для многих детей и родителей этот спектакль тоже окажется прыжком через космос в новое эстетическое пространство, на много световых лет удаленное от тех пестрых и безвкусных детских спектаклей, которых стало сегодня слишком много.
Финал спектакля лишен привычной для «Золушки» Шарля Перро бравурности. Он завершается ощущением глубокого внутреннего просветления, надежды.
Но Маша понимает, что впереди – большая работа над тем, чтобы сделать спектакль по-настоящему «живым».
— Можно, — говорит она, — репетировать сотни часов и все равно не понимать, как именно нужно вести спектакль. Это понимание дает только контакт со зрительным залом. Знаю, что наши зрители, а это самые непосредственные, самые откровенные и строгие  зрители – дети, будут «пропускать нас через мясорубку». Но только так спектакль обретет настоящую жизнь.  В моей жизни было много чудес. Разве не чудом стала идея Елены Карелиной – выиграть грант Президента РФ при поддержке Союза театральных деятелей на создание этого спектакля? Нам казалось – это невозможно, но Елена настояла на своем, и мы получили грант! С нами работал один из лучших режиссеров, о сотрудничестве с которым мы даже мечтать не смели. Накануне премьеры мы вернулись с гастролей в Южную Корею, сыграли там более 50-ти раз веселый детский спектакль «Чепуха». Даже выучили по-корейски небольшой кусок текста. То-то было удивления и радости у наших маленьких зрителей! А я думаю: какое следующее чудо загадать?
Загадать и верить в то, что оно случится – это Маша может, но разве не она сама с Александром ежедневно созидает, посылает в мир  всем окружающим чудо добра, чудо таланта, чудо служения искусству театра.

Наталья КРАСОВА
Фото Константина КАПУНОВА
Москва