Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
 

ЖИЗНЬ В КАЖДОЙ РОЛИ — РОЛЬ В КАЖДОЙ ЖИЗНИ

 так звучал девиз пятого Всероссийского фестиваля особых театров, «Протеатр», который  прошел в Москве в октябре. Фестиваль  открылся спектаклем театра «Жест» из Великого Новгорода «Белое на чёрном». Девиз фестиваля можно назвать и девизом «Жеста».Это – самая  последняя по времени премьера театра, она состоялась в марте этого года.

Открытие фестиваля «Протеатр»
Открытие фестиваля «Протеатр»

Успех спектакля на фестивале был бесспорным, огромным. Но значение его – еще больше.  В марте следующего года  «Жест» будет отмечать 30 лет со времени своего создания, и эту успешную премьеру можно считать своеобразным творческим итогом, и не только творческим.
В спектакле,  поставленном по автобиографической книге Гальего Гонсалеса, происходит серьезный, пронзающий ум и душу разговор о главном, ради чего 30 лет назад Надежда Назарова, закончив Санкт-Петербургский институт, приехала в Великий Новгород и создала этот театр.  Разговор о  том, что может сделать человек, беспомощный и одинокий, в окружении враждебного мира, со своей жизнью, со своей душой? Может ли  он и должен ли бороться с судьбой? Спектакль, и особенно, его финал дают однозначный ответ: и может, и должен!
Литературная основа спектакля –  история мальчика, родившегося с ДЦП, от которого отказались родители.
У Надежды Павловны история взаимоотношений с этой книгой складывалась непросто. Она вспоминает:
– Когда мне подарили эту книгу  в 2000-м году, я ее с первого раза прочесть не могла, такой ужас меня охватывал. Потом вышла вторая книга этого автора – «Я сижу на берегу», и я все равно не видела их своим спектаклем. А потом в одном из столичных театров посмотрела пьесу по этим книгам. Она у меня вызвала отторжение: там во всем обвинялась эпоха, ее люди и нравы, но разве дело в эпохе?  Во все времена были дети, которых бросали родные отцы и матери и были люди, которые их вытаскивали из беды. Я поняла, о чем я буду ставить спектакль...
Надежда Назарова со своими актерами                                                                             Надежда Назарова со своими актерами

Спектакль Надежды Назаровой оставляет светлое, позитивное впечатление, но безо всякой умильности и пафоса.  В нем есть юмор и лирика, обыденность и философия – все, чтобы вызвать у зрителя живой, непосредственный отклик. И еще кажется, что Надежда Назарова, автор сценария и режиссер, средствами театра постаралась донести до зрителей  суть своей жизненной позиции, своих педагогических и творческих принципов. За 30 лет они оформились вполне четко.
Ее творческие амбиции даже в самом начале пути, после окончания  института, не выходили за рамки  самодеятельного театра в ее родном маленьком городе. Потому что ее личные самые лучшие  воспоминания о детстве и юности связаны именно с самодеятельными коллективами, в которых она занималась с первого класса.  Сколько друзей, сколько возможностей, сколько интересных поездок! Так что создание театра «Жест» было в какой-то мере актом благодарности.
 Надежда Павловна  прекрасно понимала, чем может стать для небольшого провинциального города , его жителей  хороший, живой самодеятельный коллектив. «Жест» за 30 лет, пока им руководит Надежда Назарова, стал неотъемлемой частью городской жизни Великого Новгорода, визитной карточкой не только города, но и области.
Сначала театр был ориентирован на инвалидов по слуху, а потом открыл двери и для «колясочников»,  других людей с инвалидностью, правда, не сразу. Год, не афишируя своего эксперимента, Надежда Павловна проводила совместные репетиции. Думала: если не получится — разойдемся. Но получилось! И  через год театр уже в объединенном составе успешно  выступил на московской сцене!
 Каждая театральная премьера, каждая концертная программа «Жеста» – праздник для всех горожан, театр любят, потому что нет в городе ни одного мероприятия, на котором «Жест» не порадовал бы зрителей – танцами, пантомимой, жестовой песней...
Коллектив постоянно участвует в различных фестивалях, получил на них несколько наград,  стал лауреатом Международного фестиваля «Протеатр», Международной премии «Филантроп», фестиваля «Звуки и краски мира». «Жест»  совместно с новгородской областной  организацией ВОИ выиграли в 2012 году грант в конкурсе социально ориентированных некоммерческих организаций Новгородской области на право получения  субсидий из областного бюджета.
– Мы с ребятами неоднократно бывали в Москве, выступали и концертном зале «Россия», в Лужниках, и на многих других площадках, ездили в Вологду, Череповец, Кострому,  Казань, проехали все Поволжье, бывали в Сочи, ездили на фестиваль в Киев и даже в Германию, когда там проходили Дни культуры Великого Новгорода, — рассказывает Надежда Павловна.
В театре – и дети-инвалиды, и здоровые воспитанники из театрального класса школы №2, в жизнь театра  вовлечены также их семьи, друзья, знакомые...Сотни жителей города прошли школу Надежды Павловны, школу трудолюбия,  взаимовыручки, школу безупречного вкуса.
«У каждого режиссера, – говорит Надежда Павловна, –  свой язык, но меня должны понимать и зрители, и актеры». Язык последнего премьерного спектакля  Надежды Павловны «Белое на черном» лаконичен и прост, музыка и хореография  выразительны и тонки, но не все в нем так просто, как кажется на первый взгляд. Кто захочет, найдет в нем, кроме поверхностного, и второй, и третий смыслы.

Театр «Жест» на знаменитой сцене Театра на Таганке                                                               Театр «Жест» на знаменитой сцене Театра на Таганке

Например, один из главных символов пьесы – шахматы: шахматные фигуры окружают героев на сцене, в шахматы играют  два ангела-хранителя,  шахматы становятся любимой игрой героя, чередованием черных и белых квадратов представляется ему вся жизнь, беспощадным кажется незыблемость отпущенного на партию времени. Но кто он, всемогущий  Гроссмейстер, который передвигает по доске фигуры согласно своему замыслу? Мы не можем его постичь, мы может только подчиняться его воле. Или нет? В своем первом монологе герой озвучил дилемму: сдохнуть или стать героем. Героем, которого не наградят ничем. Кроме жизни. Не слишком щедро, зато – правда. 
В спектакль невозможно было вместить содержание двух книг, нужно было выбирать самые важные эпизоды, и выбор их многое говорит о самой Надежде Павловне. Например, несколько эпизодов о реакции окружающих на человека с инвалидностью: одни делают вид, что не замечают, другие начинают жалеть. А у Надежды Павловны стиль общения со своими ребятами такой: «Без соплей и без слюней», ты пришел сюда, значит, работай, хочешь жить, значит работай. Инвалидность – это не звание и не наказание, это – обстоятельство, в котором тебе предстоит жить. Выбирай...»
Давать возможность выбора – еще один человеческий и творческий принцип Надежда Павловны. Герой спектакля так  описывает жизнь инвалида: «Бесконечное количество «нельзя» и одно огромное «никогда». Все 30 лет работы в театре «Жест» Надежда Павловны ломает эти барьеры, запреты, открывает перед своими актерами и зрителями  новые возможности – творчества, общения.
Исполнитель главной роли Владимир Маслов                                                   Исполнитель главной роли Владимир Маслов

Исполнителю главной роли в спектакле Владимиру Маслову, инвалиду с ДЦП, который весь спектакль проводит на сцене в инвалидной коляске,  она предложила самому  выбрать, как сделать финал. Он придумал – он просто встает. Такой он сделал выбор, так  он понял свою роль, и в зале не остается ни одного равнодушного зрителя, потому что у них на глазах рушатся бетонные  «нельзя» и «никогда».
Воспитанники Надежды Назаровой верят ей, проживают в театре свое детство и юность, продолжают приходить туда снова и снова , приводят туда своих детей. Они верят, потому что она им говорит, что каждому в этом мире найдется место, что в театр «Жест» принимают всех.  И вот недавно к ей привели девочку  с ДЦП, которая плохо владеет ручками, плохо ходит, у нее проблемы с речью... Надежда Павловна приняла ее,  она найдет ей место в программах театра, потому что в своем сердце место для этой девочки  она уже нашла.

Наталья Красова
Марина ОЛЕЙНИКОВА
Фото Константина КАПУНОВА